- Предрейсовый медосмотр при использовании личного и служебного автомобиля
- Предрейсовый медосмотр водителей
- Цели
- Кто обязан проходить
- Водители с личным транспортом
- Наемные водители
- Водители промышленной техники
- Таксисты
- Порядок прохождения
- Можно ли не проходить медосмотр перед рейсом
- Все про предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителей
- Предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителей
- За чей счет происходит выпуск водителей на линию
- Кто должен проходить предрейсовый медосмотр
- Кто должен проходить послерейсовый медосмотр
- Кто имеет право проводить предрейсовый медосмотр водителей
- Порядок проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров
- Журнал предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей
- Правила оформления путевых листов
- Основной вывод
- Нужен ли медосмотр для водителей служебных автомобилей
- Предрейсовый медицинский осмотр
- Директор пользуется служебной машиной, но не хочет проходить предрейсовый медицинский осмотр
- Директор на служебном автомобиле. Что осталось за кадром
- ДИРЕКТОР И ДОВЕРЕННОСТЬ НА СЛУЖЕБНЫЙ АВТОМОБИЛЬ
- ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ДИРЕКТОР ВОДИТЕЛЕМ АВТОМОБИЛЯ
- Три способа организовать предрейсовый медосмотр водителей
- Способ 1. Если у вас транспортная организация
- Способ 2. Если в организации работает несколько водителей
- Способ 3. Если в организации несколько удаленных подразделений и в каждом есть водители
- Чем грозит нарушение порядка проведения предрейсового медосмотра
- Как работодателей привлекают к ответственности: судебная практика
Предрейсовый медосмотр при использовании личного и служебного автомобиля
Для повышения уровня безопасности на дорогах в стране был введен врачебный контроль водителей. Законодательство обязало руководителей транспортных фирм организовать медицинский мониторинг на предприятиях.
К некоторым нормам у водительского сообщества возник ряд вопросов. Нужен ли предрейсовый медосмотр водителю легкового автомобиля? Нужно ли водителям проходить медосмотр каждый день? Нужен ли предрейсовый осмотр при использовании служебных автомобилей? Ответы найдете в статье.
Предрейсовый медосмотр водителей
Скажем сразу: медосмотр водителей перед рейсом обязателен для всех организаций. Это негласное правило прописано в подзаконных актах. Врачебное обследование и освидетельствование придумали не просто так. Мероприятие позволяет снизить показатели аварийности.
Цели
Предварительный контроль помогает отстранить от смены нетрезвых шоферов, выявить начинающиеся заболевания, проанализировать влияние вредных веществ на работника. Доктор не только тестирует сотрудников на алкометре. Проверка выявляет первые признаки переутомления, нестабильного психоэмоционального состояния.
Эти меры позволяют своевременно провести профилактику, не допустить аварий. Для тех, кто перевозит пассажиров, проводят и послерейсовые проверки.
Кто обязан проходить
Медосмотр водителя.
Все те, кто оформлен на должность водителя транспортного средства. От обязательного ежедневного осмотра освобождают только сотрудников специальных служб.
Под данную категорию подпадают бригады скорой, пожарные, спасатели Министерства чрезвычайных ситуаций.
Это не значит, что от визита к врачу их освобождают. Шоферы проходят периодический контроль. Им также обязательно следует проходить полную медкомиссию ежегодно.
Водители с личным транспортом
Водители, оформленные в компанию на соответствующую должность, проходят врачебные мероприятия. Даже обладая личным автомобилем. Техника, кстати, тоже должна быть с пройденным техническим осмотром.
За организацию проверок отвечает генеральный директор. Каждому новому работнику выдается «путевик». Документ действует месяц. Во время командировок проходить освидетельствование каждый день не нужно. Перед выездом доктор указывает сроки поездки.
Другая ситуация складывается с неоформленными работниками. В случае, если человек использует машину для нужд компании, но не числится в ней водителем, возникает коллизия. По закону проходить осмотр не нужно.
Но при остановке сотрудником ДПС может возникнуть спор. Особенно тогда, когда человек в интересах фирмы возит других сотрудников. Иногда ситуации доходят до суда. Чаще выигрывают управляющие автомобилем.
Наемные водители
Проходить мониторинг ежедневно не обязаны, но отметки о его наличии в путевом листе иметь должны. Обычно их ставят перед каждой новой сменой. Когда директор организации использует транспорт для длительных поездок, встреч в аэропорту, «путевик» дают на неделю. Осмотр транспорта механиком нужен.
Водители промышленной техники
Люди, управляющие промышленными автотранспортными средствами, процедуру медосмотра проходят. Трактористы, камазисты идут к доктору перед каждой сменой.
Иная ситуация складывается с теми, кто управляет автопогрузчиками и электро-погрузчиками. Это могут быть специалисты, работающие на складах продуктов питания. Так нужен ли предрейсовый медосмотр для водителя погрузчика? Законодательно – нет. Однако придраться проверяющие могут. На данный вид транспорта приоритетнее иметь техосмотр.
Таксисты
Этим работникам пройти осмотр перед началом смены необходимо. Он может быть очным и удаленным. Заниматься организацией медкомиссии должно руководство таксопарка. Прохождение процедуры обязательно и для тех таксистов, кто работает под ИП.
Таксисты вправе осматриваться дистанционно. Для этого компания приобретает телеметрическое оборудование. Оно транслирует показатели шоферов в режиме онлайн. Цена осмотра при этом снижается. Перед тем как ввести новшества, таксистов важно обучить работе с техникой.
Порядок прохождения
Как мы отметили, за организацию медобследования отвечает директор компании. Есть два варианта: заключить договор с лицензированной клиникой или открыть медицинский кабинет на базе предприятия. Приглашение в штат доктора будет актуальным для крупных компаний.
Если кабинет открывают в организации, руководителю следует получить соответ-ствующую лицензию, позаботиться о ремонте. Кроме того, врачебное помещение должно быть минимум 12 квадратных метров. Следует серьезно отнестись к его полноценному оснащению. Рекомендации по обустройству прописаны в приказе Минздрава под номером 835.
Само мероприятие напоминает прием в поликлинике. Происходит сбор анамнеза, выслушиваются жалобы на самочувствие. Врач осматривает кожный покров, зрачки, слизистые оболочки, измеряет периодичность пульса, давление. Если у работника есть хронические заболевания, важно предупредить об этом доктора.
Журнал предрейсового осмотра водителей.
После общего осмотра водителей прове-ряют алкометром. В случае подозрений медик вправе провести тест на наркотики.
[attention type=yellow]Если все показатели в норме, прошедший проверку сотрудник получает соответствующую пометку.
[/attention]Результаты осмотра фиксируют в «путевике» и спецжурнале. Отметим, что с этого года (2019) штампы медиков упразднили. На смену пришли «автограф» врача и его фамилия с инициалами.
Важно вести хронологию освидетельствований. Медработник фиксирует персональ-ные данные и результаты проверки. На каждой странице журнала должна стоять подпись врача и начальника. Страницы документации пронумеровывают. Если в документах есть «пробелы», проверяющие представители госорганов выпишут штраф.
Можно ли не проходить медосмотр перед рейсом
Не подвергаться осмотру могут сотрудники, которые не значатся на должности водителя. Для тех, кто оформлен, процедура обязательна.
Медосмотры ввели не для развития бюрократии. Они направлены на предупреждение аварийных ситуаций, контроля за состоянием работников, профилактику профессиональных заболеваний и выгорания.
Процедура занимает не больше двадцати минут. Цены на нее невысокие: в среднем за один контроль каждого водителя в поликлиниках берут 50–70 рублей. Исходя из этих показателей рассчитывается заработная плата нанятого в штат организации врача.
Игнорирование освидетельствований грозит штрафами. Если от процедуры отказывается водитель, его могут наказать на 1,5–2 тысячи рублей.
Нарушен алгоритм прохождения? Компания заплатит до пятидесяти тысяч рублей. За отсутствие осмотров можно поплатиться 130 тысячами. Выполнение требований значительно сэкономит ваш бюджет.
Итак, прохождение врачебного контроля обязательно для штатных шоферов. Его организовывает руководство предприятия. Тех, кто пользуется личным транспортом и водителем не значится, законодательство к проверкам не обязывает. Но могут возникнуть спорные ситуации при остановке работниками ДПС. Правоту в ряде ситуаций придется доказывать в судебных инстанциях.
В случае, когда для рабочих поездок и командировок используют транспорт предприятия, необходимо получить путевые листы, пройти технический осмотр и контроль врача. Медосмотр будет не ежедневным, действует на срок поездки.
Детальная информация видна на видео:
Источник: https://avtobddinfo.ru/medosmotr-voditelya/predrejsovyj-medosmotr-dlya-voditelya-legkovogo-avtomobilya
Все про предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителей
Очень во многих организациях в штате фигурируют должности водителя, но не все правильно организуют предрейсовый медицинский осмотр водителей.
Хотя работник ответственный за перевозку может быть не в себе или, например, выпимши…
И подавно меньше всего думают произвести послерейсовый медицинский осмотр.
Хотя, опять же, выявив нарушение, например, употребление алкоголя или нарушения в состоянии здоровья по окончании смены, то можно предупредить возможный будущий несчастный случай.
Предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителей
Предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителей многие, вообще, никак не организуют на предприятии, по причине своего незнания или нежелания, но это как Вы понимаете чревато.
И если вам нужно навести порядок и разобраться, как выпускать водителей на линию, то в статье постараюсь рассмотреть все, что знаю и с чем сталкивалась про предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры, в том числе рассмотрю образцы документов, приказы и нововведения в этом году. Итак, начнем.
За чей счет происходит выпуск водителей на линию
В отношении водителей следует руководствоваться и ФЗ № 196 «О безопасности дорожного движения”.
В статье 23 этого федерального закона также говорится о том, что предрейсовые медицинские осмотры обязательны, а послерейсовые требуются только водителям транспортных средств, если их работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов.
И там же прописано, что обязательные медицинские осмотры проводятся за счет средств работодателя.
[attention type=red]И об этом еще говорится в ст. 212 ТК РФ и о том, что обязательно проведение медицинских осмотров работников предприятия, к которым также относятся предрейсовые и послерейсовые медосмотры водителей.
[/attention]Кроме того, не помешает посмотреть ч. 3 статью 213 ТК РФ – где говорится о том, что отдельным категориям работников необходимо проходить обязательные медицинские осмотры в начале рабочего дня, в течение и в конце рабочего дня.
Причем важно заметить, что время прохождения медицинских осмотров включается в рабочее время.
Кто должен проходить предрейсовый медосмотр
Предрейсовые медосмотры должны проходить абсолютно все водители, неважно управляет он автомобилем или погрузчиком, индивидуальный ты предприниматель или юридическое лицо.
Да, да, если вы индивидуальный предприниматель, который использует собственный автотранспорт в рабочих целях, должен пройти выпуск на линию (п. 4 ст. 23 Закона № 196-ФЗ).
Исключением являются водители, которые управляют транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб.
При выполнении работы по экстренному вызову они могут покидать рабочее место без медицинского осмотра.
Кто должен проходить послерейсовый медосмотр
Послерейсовые медосмотры проходят следующие категории:
- Водители, перевозящие людей и работающие по договору перевозки.
- Водители, транспортирующие опасные грузы.
- Работник, который провел в рейсе больше одного дня, либо после последнего рейса, из учета, что в течение рабочего дня водитель транспортного средства совершил один и более рейсов.
К примеру, водитель главного бухгалтера, не должен проходить послерейсовый медосмотр, так как он выполняет свои функциональные обязанности по условиям трудового договора.
Пассажиром является человек, не член экипажа, который перевозится в автомобиле, на основании гласного или негласного договора о перевозке. Заключение этого договора подтверждается билетом.
Последний пункт был разъяснен Письмом Минтранса от 8 апреля 2019 г. № Д3-531-ПГ.
Кто имеет право проводить предрейсовый медосмотр водителей
Проводить осмотр водителей имеет право только медицинский работник, имеющий медицинское образование и соответствующий сертификат.
При этом если это медработник является сотрудником медицинской организации, запросите лицензию на оказание данных услуг.
В случае если медработник штатный сотрудник вашей компании, то имейте в виду, что также нужно получить лицензию на проведение медицинских осмотров.
[attention type=green]И здесь не рассматривается то, что вы выпускаете только своих сотрудников на линию, не оказывая финансовых услуг. Ознакомьтесь с п.46 статьи 12 ФЗ № 99 «”О лицензировании отдельных видов деятельности”.
[/attention]Все тонкости получения такого вида лицензии испытала на себе, поэтому, если вам интересны подробности, подготовлю статью на эту тему. Пишите в комментарии.
Порядок проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров
При проведении предрейсового и послерейсового медосмотра водителей нужно соблюдать следующий порядок:
- Рассмотрите жалобы на состояние здоровья работников, есть ли какие-то недомогания.
- Проведите визуальный осмотр на наличие травм, ушибов или повреждений, которые могут мешать управлению транспортным средством.
- Измерьте пульс, давление, температуру тела водителя.
- При помощи специальных приборов необходимо проверить наличие признаков алкогольного или наркотического опьянения.
- Оформите путевой лист и сделайте запись в журнале проведения медосмотров на предприятии.
Предрейсовые медосмотры нужно проводить перед началом работы, то есть рейса. Скажите, капитан очевидность Но почему-то на деле с выполнением не у всех все норм!
Они, в первую очередь, необходимы для того, чтобы обнаружить развитие заболеваний, перед рейсом понять, как себя чувствует себя водитель, исключить у него переутомление и не допустить работника в состоянии наркотического или алкогольного опьянения.
Чтобы подробно изучить данную тему, можете почитать Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15 декабря 2014 г. N 835н “Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров”.
Если же времени у вас мало, читаем статью дальше.
Далее опять, включая капитана очевидность, скажу, что послерейсовые медосмотры – это осмотры после рейса.
Нужны, чтобы в конце рабочей смены определить, не появились ли у водителя:
- признаки воздействия вредных или опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса, которые могут пагубно влиять на состояние здоровья работников;
- острое профзаболевание или отравление;
- имеют ли место быть признаки алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.
Журнал предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей
После того как был проведен медосмотр водителя перед выпуском на линию, необходимо оформить запись в журнале регистрации предрейсовых медосмотров.
Записываем следующее:
- дату и время прохождения медосмотра;
- ФИО водителя;
- пол;
- дату рождения;
- результаты исследований;
- заключение о результате медосмотра.
Далее, ставит подпись медработник и сотрудник.
Как и все журналы на предприятии, он должен быть прошит, пронумерован, скреплен печатью и подписью.
Правила оформления путевых листов
Далее после того, как журнал предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей был заполнен, на путевых листах ставится штамп “прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен”. Медицинский работник должен поставить подпись.
Это требование можно посмотреть в п.16 приказа Минтранса от 18 сентября 2008 г. № 152 «Об утверждении Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов».
В своем письме № Д3-531-ПГ от 8 апреля 2019 г. Минтранс напомнил об этом обязательном моменте.
При его заполнении нужно указать срок действия, в течение которого путевой лист можно использовать.
Все водители в обязательном порядке должны иметь при себе путевые листы после выпуска на линию.
Так как дорога является объектом повышенной опасности, то и требования к работодателю высокие, поэтому ответственность за выпуск автомобиля на линию без медосмотра водителя карается немалыми штрафами.
Вот, например, если допустить водителя без прохождения обязательных предрейсовых и послерейсовых медосмотров или при наличии у него медицинских противопоказаний к работе, то по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ грозит штраф:
- на должностных лиц – от 15000 до 25000 руб.;
- на предпринимателей – от 15000 до 25000 руб.;
- на юридических лиц – от 110000 до 130000 руб.
Если нарушить порядок проведения медосмотров, то будет привлечены к административной ответственности по ст. 11.32 КоАП РФ:
- на граждан – от 1000 до 1500 руб.;
- на должностных лиц – от 2000 до 3000 руб.;
- на предпринимателей и юридических лиц – от 30000 до 50000 руб.
В случае допуска водителя в состоянии алкогольного опьянения будите отвечать по ст. 12.32 КоАП РФ:
- на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств – 20000 руб.;
- на юридических лиц и предпринимателей – 100000 руб.
Не забывайте, что ответственность может быть не только административной, но и уголовной.
Основной вывод
Несмотря на ответственность и штрафы желаю не забывать, что дорога является объектом повышенной опасности, которая может грозить травмой не одному взятому человеку, а десяткам одновременно и не только работающих в вашей организации, но и другим участникам дорожного движения.
В машинах часто перевозят детей, а халатное отношение к выпуску водителей на линию, может угрожать и их жизни.
А путевые листы с печатями так часто покупают и продают, потому что у работодателей нет времени, не хочется «заморачиваться» и упускать возможности.
Но если мы все будем ответственно подходить к предрейсовым и послерейсовым медицинский осмотрам водителей, то процент несчастных случаев будет гораздо ниже.
Желаю вам эффективной, а главное, безопасной работы!
Источник: https://oxrana-truda.ru/predrejsovyj-medicinskij-osmotr-poslerejsovyj
Нужен ли медосмотр для водителей служебных автомобилей
Вопрос вовсе не безобидный, как показываю результаты проверок ГИТ за последние два года. Давайте разберемся вместе. Последние два года ГИТ проверяла компании, которые используют в своей работе служебные машины. Основные нарушения, по мнению инспекторов, были следующие:
- этим работникам не оплачивалась работа водителя.
- такие работники не прошли психиатрическое освидетельствование,
- работники, использующие автомобили, не проходят все предусмотренные для водителей медосмотры (периодические, предрейсовые и послерейсовые),
Чиновники ГИТ посчитали, что если работник ездит сам за рулем служебного автомобиля, то должен быть оформлен как водитель. Для этого нужно включить должность водителя в штатное расписание организации, с работником заключить дополнительное соглашение к трудовому договору о работе по совмещению водителем, в котором прописать доплату за такое совмещение.
Оправдание работодателей, что машина — это вспомогательное средство, эдакий социальный бонус к некоторым должностям, инспекторы принимали как отговорку, чтобы не организовывать медосмотры (прямо скажем, удовольствие не из дешевых). Надо сказать, что практически все работодатели, которых коснулись проверки, были оштрафованы, поскольку знать не знали, что принимают на работу не просто начальника (руководителя) какого-либо отдела, а начальника-водителя.
Кроме того, их обязали заключить с работниками соответствующие допсоглашения к трудовым договорам и организовать медосмотры. Конечно, все были возмущены, но не каждый работодатель осмелился оспорить решение ГИТ.
[attention type=yellow]Каковы же были результаты оспаривания в суде? Суды повели себя по-разному, то есть некоторые поддержали госинспецию труда, но большинство судов все-таки не согласились с мнением контролеров.
[/attention]Я приведу по одному примеру, но на самом деле судебных решений было много. Московский областной суд (решение от 26.06.2014 г. по делу №21-596\2014) объяснил, что не имеет значения, куда и зачем ездит работник.
Главное, что он эксплуатирует транспортное средство, важен сам факт управления транспортным средством.
Предрейсовый медицинский осмотр
Да, должен. При непроведении предварительного медосмотра риск привлечения к ответственности высокий.
Решения с аналогичными выводами — . Пример противоположного решения – Постановление 9 ААС от .
Есть еще решение, где общество привлекали к ответственности. Избежать ответственности удалось из-за того, что у административного органа отсутствовали доказательства того, что работник общества находился за рулем автомобилей для тест-драйва (Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.06.2015 № 15АП-6441/2015).
Для того, чтобы минимизировать возможность привлечения к ответственности следует: — исключить обязанности управлять ТС у сотрудника; — оформить предоставление автомобиля как гарантию по ТК РФ; — не оформлять путевые листы (в противном случае поездки будут считаться а рамках исполнения трудовых обязанностей); — оформить передачу автомобиля не на 1 мес., а на период действия трудового договора. Подробно об этом см. материалы в обосновании. Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».
1. Статья: Проводить ли медосмотр, если нет вредных факторов «Нужен ли предрейсовый медосмотр сотрудникам, которые пользуются автомобилями компании?
Должны ли проходить предрейсовый медосмотр директор организации, его заместители и сотрудники, которые не работают водителями, но используют легковой транспорт организации? Александр НАЙДЕНОВ Да, должны. Водитель – это любой работник, который управляет автомобилем организации4*.
То есть, садясь за руль, любой сотрудник становится водителем и участником дорожного движения.
[attention type=red]Ситуация, когда компания предоставляет своим сотрудникам, которые не являются водителями, в пользование служебные машины, достаточно распространенная. Автомобиль может быть передан, например, руководителю или работникам, чья работа носит разъездной характер (торговому представителю, менеджеру по закупкам).
[/attention]Казалось бы, имея водительское удостоверение, свидетельство о госрегистрации транспортного средства, полис ОСАГО и приказ о передаче в пользование служебного автомобиля, работник может смело садиться за руль . Однако не все так просто. Может, за управление автомобилем работнику необходима доплата? А как быть с предрейсовыми медосмотрами?
Если работник выполняет, помимо своих основных обязанностей, предусмотренных трудовым договором или должностной инструкцией, дополнительные обязанности водителя, которые в трудовом договоре не указаны, то имеет место совмещение профессий (должностей), за которое работнику положена доплата .
Если директор или другой работник, которому предоставлен служебный автомобиль, не возит грузы или людей, а катает только себя, это не может рассматриваться как совмещение должностей, ведь предоставление автомобиля:
- не меняет его трудовую функцию (новая трудовая функция не возникает);
- может рассматриваться как вид социальной гарантии для определенных работников.
А раз нет совмещения, значит, и доплата работнику за управление автомобилем не положена. Однако даже если работник возит какие-то грузы (торговый представитель — образцы), но в трудовом договоре предусмотрено, что он исполняет свои обязанности с использованием автомобиля, тогда совмещение должностей отсутствует, а значит, требование о доплате неправомерно.
Директор пользуется служебной машиной, но не хочет проходить предрейсовый медицинский осмотр
Ссылка-Консультант Плюс Трудовая инспекция по результатам проверки привлекла организацию к административной ответственности по ст.
5.27 КоАП РФ за то, что организация не проводила обязательные предрейсовые медосмотры в отношении директора и его заместителя. Правомерна ли позиция трудовой инспекции?
Ответ: Привлечение организации к административной ответственности по ст.
11, 12 ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса РФ).
Согласно ч. 1 ст. 213 ТК РФ работники, занятые на работах, связанных с движением транспорта, обязаны проходить предварительные и периодические медицинские осмотры.
Источник: https://fz-127.ru/nuzhen-li-medosmotr-dlja-voditelej-sluzhebnyh-avtomobilej-79677/
Директор на служебном автомобиле. Что осталось за кадром
Директор управляет служебным автомобилем. Во многих организациях директора и руководители экономят на штате личного водителя и управляют служебным автомобилем сами.
Если вас интересует вопрос в общем понимании: «Вправе ли директор при наличии в штате водителей в свое рабочее время управлять служебным автомобилем?», то на этот счет есть хорошая статья на ресурсе Гарант
Но, я рассмотрю вопрос в разрезе именно обеспечения безопасности дорожного движения.
Неоторые думают что это очень просто: отдал служебный авто директору и все.
Некоторые идут еще дальше: личный автомобиль сдают своей же организации в аренду, и не понимают, что в результате этих шагов они «вошли» в правовое поле обеспечения безопасности дорожного движения.
Теперь директору, управляющему служебным автомобилем , надо проходить стажировку, инструктажи, периодические и предрейсовые медицинские осмотры. Соответственно, и выпуск на линию необходимо осуществлять каждый день.
А если это единственный автомобиль в организации, то директор становится ответственным за обеспечение безопасности дорожного движения и надо подумать кому делегировать эти полномочия.
Что делать? На кого ляжет ответственность при ДТП?
Мне однажды задали еще один интересный вопрос:
…Наше начальство все время ссылается на доверенности, выданные нашей организацией на право пользования ТС. Но какой приоритет она дает ответственному лицу за БДД, освобождает ли от ответственности или теперь они обеспечивают БДД сами? И если у нас 10 сотрудников постоянно водят автомобили по доверенности, то нужно ли включать пункты должностной инструкции водителя в их инструкции?
…Прочитайте полезную статью до конца, а затем возвращайтесь сюда. Я предлагаю вам стать пользователем нашего нового ресурса, где собраны видео-статьи. Например «Нужен ли директору путевой лист если его авто…»
Переходим ЗДЕСЬ
ДИРЕКТОР И ДОВЕРЕННОСТЬ НА СЛУЖЕБНЫЙ АВТОМОБИЛЬ
Давайте сначала закроем вопрос с доверенностями. Между доверенностью на право управлением автомобилем и ответственностью за БДД нет вообще никакой связи.
Потому, что Доверенность дает всего лишь ПРАВО пользоваться (а точнее управлять) автомобилем.
А есть ОБЯЗАННОСТЬ обеспечивать БДД в организации.
И эту обязанность руководитель может делегировать вместе с ответственностью не по доверенности, а только Приказом на компетентное лицо.
И управление автомобилем не является мероприятием, направленным на обеспечение БДД, так как обеспечение БДД — это мероприятие направленное на предупреждение ДТП и снижение тяжести их последствий).
Поэтому неверно думать, что, если вы дали водителю доверенность на управление служебным автомобилем, значит он занимается вопросом обеспечения БДД.
Теперь, что касается вопроса, когда служебным автомобилем управляют специалисты, начальники, руководители, директора.
Согласно статьи 20 ФЗ-196 О БДД у юридического лица возникает обязанность по обеспечению БДД при выполнении двух условий:
- Есть служебные авто, которыми владеет организация на праве собственности или аренды;
- Эксплуатация авто, а именно есть сотрудники (неважно какая должность) которые выполняют функции водителя и управляют ими.
- К сведению!Для специалистов, ответственных за обеспечение БДД, у нас есть готовое решение, которое немедленно упакует вашу работу на 100%. Это Пакет Готовых Шаблонов (более 90 форм, образцов и шаблонов), который успешно прошел реальные надзорные проверки.
Подробнее…
ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ДИРЕКТОР ВОДИТЕЛЕМ АВТОМОБИЛЯ
Если генеральный директор на служебном автомобиле совершит ДТП с пострадавшими, то к ответственности могут привлечь его как водителя, его как руководителя организации (обязан обеспечить БДД), и вас как ответственное лицо непосредственно уполномоченное проводить все соответствующие мероприятия (у вас есть должностная инструкция и есть Приказ).
У очень многих неверное представление о том, кто такой водитель. Многие полагают, что водитель — это штатный водитель.
А если начальник управляет служебным авто, то это не водитель по штату, значит мероприятия по отношению к нему (стажировка, инструктаж, обучение) проводить не надо.
Это не так.
Согласно статьи 2 ФЗ-196 «О БДД» водитель транспортного средства — лицо, управляющее транспортным средством. Поэтому «водителя» надо понимать не как штатного водителя, а как любого сотрудника, управляющего транспортным средством. А если точнее выполняющего функции водителя.
Директор, управляя служебным автомобилем, кроме обязанностей директора, выполняет работу водителя. Потому управление автомобилем это функции не директора, а это функции водителя.
Поэтому у любого сотрудника, управляющего служебным автомобилем (не важно директор он или начальник, или специалист или водитель), в должностной инструкции должны быть прописаны функции (обязанности) водителя.
Но мало считать директора водителем. Необходимо проводить с ним все мероприятия, предусмотренные действующим законодательством.
Поймите, что служебный автомобиль и функции управления им (то есть функции водителя) неразрывно связаны. Поэтому если любой сотрудник начинает управлять служебным автомобилем, то он автоматически принимает на себя функции водителя.
То есть он становится водителем, к которому предъявляются требования. Потому что автомобиль — это не рабочий кабинет или рабочий стол. Это источник повышенной опасности.
- К сведению!Стать экспертом по БДД можно от «немедленно» до 30 дней. Для вас и/или вашего специалиста запущена новая онлайн Программа-содействие. Участие в ней абсолютно бесплатное.
Подробнее…
Мне как-то задали вопрос. А есть ли закон, обязывающий вносить в должностную инструкцию должностных лиц, управляющих служебным автомобилем, обязанности водителя.
А ссылки на такой закон нет. Это вытекает из логики. Приведу показательный пример из смежной области: вы принимаете на работу дворника с должностной инструкцией дворника, но по факту он у вас еще и токарь — подрабатывает на станке.
Первый момент. Спросить с него за результат его работы как токаря и за исправность станка, который он эксплуатирует, вы сможете только если у него в должностной инструкции будут обязанности токаря и ответственность токаря.
Второй момент. Для того чтобы работать на станке (опасном производственном объекте) необходимо иметь соответствующую квалификацию, пройти стажировку, инструктажи и регулярные медицинские осмотры.
Риск второго момента заключается в том, что если дворнику оторвет палец на токарном станке, то при разборе несчастного случая специальной комиссией выяснится, что дворник:
- Не имел квалификации;
- Не проходил стажировку;
- Не проходил инструктажи;
- Не проходил регулярные медицинские осмотры;
- И вообще у руководства не было основания допускать его к токарному станку, так как у него нет в должностной инструкции обязанностей, прав и ответственности токаря
Если вы проведете аналогию со связкой «директор-водитель» и «токарный станок-автомобиль» вы все поймете.
ВЫВОД и КОНКРЕТНОЕ РЕШЕНИЕ:
- Поэтому либо директор проходит все мероприятия как водитель (инструктажи, стажировки, медосмотры и т.д.) или нанимайте штатного водителя. Либо делайте ход конем: отдавайте служебный автомобиль в аренду директору. Только скорее всего ваша бухгалтерия не пропустит этот вопрос. Но это уже отдельная тема.
…Время от времени появляется очень актуальный и интересный материал или ценное предложение.
Оставьте свой E-mail, чтобы быть в курсе и держите себя в теме последних событий. Подписная форма НИЖЕ.
Источник: http://trans-co.ru/?p=5308
Три способа организовать предрейсовый медосмотр водителей
Независимо от того, сколько в организации водителей, работодатель обязан за свой счет проводить для них предрейсовые медосмотры. Штрафы за нарушение предусмотрены серьезные: до 130 000 рублей за одного водителя.Мы предлагаем три готовых решения, как наиболее выгодно организовать предрейсовые медосмотры в зависимости от численности водителей.
Способ 1. Если у вас транспортная организация
Организовать предрейсовые медицинские осмотры работодатель может собственными силами. Такой вариант подойдет для крупных компаний с многочисленным штатом сотрудников и сменными графиками работы. Работодатель должен быть готов к значительным вложениям сил, времени и денег на выполнение требований законодательства.
Чтобы проводить предрейсовые медосмотры внутри организации, работодатель имеет право включить в штат должность медицинского работника и создать подразделение, которое будет оказывать медицинскую помощь работникам организации (ст. 24 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Учтите, что предрейсовые медицинские осмотры относятся к медицинской деятельности, для которой необходима лицензия Росздравнадзора (постановление Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 291). В том числе, если предрейсовые осмотры проводит медицинский работник, который состоит в штате работодателя (п. 8 приказа Минздрава России от 15 декабря 2014 г.
№ 835н «Об утверждении порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров»). Поэтому для своего медицинского подразделения работодатель обязан получить лицензию на проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров.Лицензия на осуществление медицинской деятельности действует бессрочно (ч. 4 ст.
[attention type=green]9 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности)
[/attention]Как оснастить помещение для медицинских осмотровМедицинский кабинет работодатель оборудует по требованиям законодательства (письмо Минздрава России от 21 августа 2003 г. № 2510/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств»). Помещение должно состоять не менее чем из двух комнат: одна — для проведения осмотров, вторая — для отбора биологических сред.
Помещение оснащают медицинскими приборами, оборудованием и мебелью.
В частности, должны быть:— медицинская кушетка;— письменный стол, стулья, настольная лампа, шкаф для одежды, вешалка для верхней одежды, напольный коврик, сейф;— прибор для определения артериального давления — 2 штуки, термометр — 3 штуки, стетофонендоскоп — 2 штуки;— прибор для определения паров спирта в выдыхаемом воздухе — 2 штуки;— алкометр, экспресс-тесты на алкоголь и наркотики. Постоянный запас в количестве: алкометры — 2 штуки, экспресс-тесты на наркотики — 10 штук;— столик для медицинского оборудования — 1 штука;— шпатели медицинские — 10 штук;— сумка с набором медикаментов для оказания неотложной медицинской помощи — 1 штука;— оборудованная комната для отбора биологических сред;— средства связи.
Способ 2. Если в организации работает несколько водителей
Если в организации водителей мало — например, три, то создавать и обслуживать подразделения для проведения предрейсовых медосмотров будет дорого. В этом случае экономически выгодно проводить осмотры в медицинской организации. Преимущества: не нужно тратить силы и средства на лицензию, помещения, приборы, оборудование и заработную плату медицинских работников.
Для проведения осмотров заключите договор с медицинской организацией, у которой есть лицензия на проведение предрейсовых и послерейсовых осмотров (ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
В договоре на оказание медицинских услуг зафиксируйте режим работы медсотрудника и обязанности медорганизации:
- обеспечивать методическое руководство и контроль за деятельностью медработника, ответственного за медосмотры водителей;
- повышать квалификацию медработника;
- предоставлять отчеты по результатам медосмотров, в установленные сроки;
- заполнять журнал медосмотров.
При проведении предрейсовых осмотров вне своей организации работодатель создает условия для того, чтобы водители посещали медицинское учреждение. Учтите, что время прохождения медосмотра, а также время в пути до пункта его проведения и обратно включают в рабочее время (ч. 3 ст. 213 ТК РФ, подп. «г» п. 15 приказа Минтранса России от 20 августа 2004 г. № 15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей»).
Способ 3. Если в организации несколько удаленных подразделений и в каждом есть водители
Еще один вариант организации предрейсового медицинского осмотра — проводить его на территории работодателя, но с привлечением медицинских работников учреждений здравоохранения. В этом случае работодатель не тратит время, силы и деньги на доставку работников до медицинской организации и обратно. Кроме того, не нужно получать лицензию на осуществление медицинской деятельности.
Если работодатель решает привлечь работников сторонней медицинской организации, следует заключить договор. Проверьте, чтобы медицинская организация внесла ваш адрес в свою лицензию.Осуществлять медицинскую деятельность можно только по адресам, которые прописаны в лицензии (ст. 15 Федерального закона от 4 мая 2011 г.
№ 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», постановление Правительства РФ от 6 октября 2011 г. № 826 «Об утверждении типовой формы лицензии»). Если медицинская организация планирует проводить предсменные медосмотры по новому адресу, который не указан в лицензии, ее нужно переоформить (ст. 18 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ, п.
8 постановления Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 291 «О лицензировании медицинской деятельности»).Если медицинская организация не включит в лицензию адрес места, где будет проводить медицинский осмотр ваших сотрудников, надзорные органы могут признать результаты осмотров недействительными.
Для медицинских организаций, которые допускают нарушения требований лицензирования, предусмотрены административные взыскания. В частности, штраф до сорока тысяч рублей (ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ).
Чем грозит нарушение порядка проведения предрейсового медосмотра
За нарушение порядка проведения предрейсового медицинского осмотра установлены штрафы в размере (ст. 11.32 КоАП РФ):
- для водителя — от 1000 до 1500 рублей;
- для медработника, проводящего осмотр, — от 2000 до 3000 рублей;
- для индивидуальных предпринимателей (примечание к ст. 11.32 КоАП РФ) и юридических лиц — от 30 000 до 50 000 рублей.
Ответственность за допуск сотрудника к управлению транспортным средством (ТС) без предрейсового медосмотра.
Категория нарушителей | Допуск сотрудника к управлению ТС без предрейсового медосмотра (ч. 3 ст. 5.27. 1 КоАП РФ) | Повторный допуск сотрудника к управлению ТС без предрейсового медосмотра (ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ) | Допуск сотрудника к управлению ТС в состоянии опьянения (ст. 12. 32 КоАП РФ) |
Должностные лица | Штраф от 15 000 до 25 000 рублей | Штраф от 30 000 до 40 000 рублей или дисквалификация от 1 года до 3 лет | Штраф для ответственных за техническое состояние и эксплуатацию ТС 20 000 рублей |
Предприниматели | Штраф от 15 000 до 25 000 рублей | Штраф от 30 000 до 40 000 рублей или приостановление деятельности до 90 суток | Штраф 100 000 рублей |
Организации | Штраф от 110 000 до 130 000 рублей | Штраф от 100 000 до 200 000 рублей или приостановление деятельности до 90 суток | Штраф 100 000 рублей |
Как работодателей привлекают к ответственности: судебная практика
Если инспектор ГИБДД установит состояние алкогольного опьянения у водителя во время исполнения должностных обязанностей, то накажут и водителя, и работодателя. Инспектор выдаст протокол водителю по части 1 статьи 12.8 КоАП РФ за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения.
После изучения путевого листа и договора аренды транспортного средства работодателя привлекут к административной ответственности по статье 12.32 КоАП РФ. Штраф — 100 000 рублей (пример — постановление Архангельского областного суда от 19 сентября 2014 г. по делу № 4а-325).Учтите, что если после выплаты административного штрафа по статье 12.
32 КоАП РФ работодатель захочет взыскать его с работника, суд может отклонить такое требование. Штраф на работодателя не признают ущербом, который работник причинил во время исполнения своих трудовых обязанностей (пример — апелляционное определение Новосибирского областного суда от 18 ноября 2014 г. по делу № 33-9744-2014).
Андрей КРЕТОВ, эксперт-профпатолог Центра профессиональной патологии ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России, секретарь профильной комиссии по профпатологии ФМБА России и Минздрава России (Москва).
С 1997 года мы помогаем нашим клиентам в сфере охраны труда и кадрового делопроизводства. Оказываем услуги по всей России. Удаленно, в короткие сроки, наши специалисты помогут решить любой вопрос.
Ниже вы можете выбрать интересующую вас услугу.
Пакеты документов Аутсорсинг охраны труда Учебный центр СОУТ
Источник: https://otrude.ru/baza-znanij/novosti/tri-sposoba-organizovat-predrejsovyij-medosmotr-voditelej.html