Нам на электронную площадку поступил запрос, мы решили отменить аукцион. Обязаны ли мы перед отменой аукциона отвечать на запрос?

Содержание
  1. Электронный аукцион по 44-ФЗ: как и когда его можно отменить | Контур.Закупки
  2. Когда аукцион можно отменить
  3. Что значит отмена аукциона
  4. Сроки отмены
  5. Процедура отмены
  6. Решение об отмене аукциона
  7. Последствия
  8. Порядок проведения электронного аукциона
  9. Разъяснение положений аукционной документации
  10. Рассмотрение первой части заявки на участие в аукционе
  11. Проведение аукциона в электронной форме
  12. Рассмотрение вторых частей заявок
  13. Заключение государственного контракта
  14. Отмена электронного аукциона
  15. Отмена электронного аукциона по 44-ФЗ: причины, последовательность действий, образцы решения и извещения
  16. Причины для отказа от проведения электронного аукциона
  17. Как отменить аукцион в электронной форме по 44-ФЗ
  18. Последствия отмены
  19. Планирование закупок
  20. Обоснование закупок
  21. Контракт
  22. Отмена проведения аукциона: причины, сроки, порядок
  23. Основные моменты отмены проведения аукциона по решению заказчика
  24. Причины отмены проведения электронного аукциона по 44-ФЗ
  25. Последствия и сроки отмены проведения аукциона
  26. Нюансы отмены проведения аукциона через ФАС и суд
  27. Запрос разъяснении по 44-ФЗ: сроки ответа на запрос аукционной документации
  28. Когда можно запросить разъяснения документации
  29. Запрос на разъяснение итогов закупки
  30. Причины для подачи запроса на разъяснение
  31. Как подать запрос на разъяснение документации по 44-ФЗ
  32. Ответственность заказчика

Электронный аукцион по 44-ФЗ: как и когда его можно отменить | Контур.Закупки

Нам на электронную площадку поступил запрос, мы решили отменить аукцион. Обязаны ли мы перед отменой аукциона отвечать на запрос?

Заказчик объявил аукцион по закону 44-ФЗ, участники подготовили и подали заявки.

Обычно дальше заказчик рассматривает их первые части, после чего проходят торги, и по итогам рассмотрения вторых частей заявок определяется победитель.

Однако иногда до торгов дело не доходит — заказчик отменяет проведение электронного аукциона. Когда это возможно и в каком порядке происходит? Об этом расскажем в сегодняшней статье.

Когда аукцион можно отменить

Закон о госзакупках не содержит закрытого перечня причин, на основании которых можно отменить процедуру. Например, это может произойти в случаях, когда:

  • заказчик убедился в нецелесообразности проведения закупки через аукцион;
  • потребность в объекте закупки исчезла;
  • изменились условия, в том числе проявился недостаток финансирования;
  • выдано соответствующее предписание ФАС;
  • произошли обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор);
  • отмены требуют результаты общественного обсуждения.

Как известно, все закупки с НМЦК более 1 млрд рублей проходят процедуру общественного обсуждения. Начинается оно с момента размещения плана закупки и заканчивается за 3 дня до того, как может быть отменено определение поставщика. Иногда по итогам общественного обсуждения закупку приходится отменять.

Что значит отмена аукциона

Под отменой аукциона понимается отказ от его дальнейшего проведения. Если заявки уже поданы, то открыты они быть не могут. Если в аукционе выделены отдельные лоты, то отменить процедуру можно в отношении одного или нескольких из них.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

[attention type=yellow]

Отказ от аукциона заказчик должен закрепить документально, то есть составить решение об отмене закупки. В этот же день оно подлежит размещению в ЕИС. С даты, когда такое решение размещено, закупка признается отмененной. Заказчику нужно внести изменения в план-график, поскольку он изменил свою закупочную деятельность.

[/attention]

Упомянутые правила распространяются не только на электронный аукцион, но и на все виды закупок, кроме запроса предложений. Эта процедура не предусматривает внесения исправлений в извещение и прочие документы, а также отмены закупки.

Сроки отмены

Электронный аукцион, как и конкурс, можно отменить не позже чем за 5 дней до того, как истечет срок подачи заявок. Объявить об отмене запроса котировок можно за 2 дня до окончания этого срока. При этом что касается аукциона в электронной форме, то в течение часа после того, как опубликовано извещение об отмене процедуры торговая площадка возвращает заявки участникам.

Единственный случай, когда электронный аукцион может быть отменен позже указанного выше срока — при возникновении чрезвычайных обстоятельств. Подразумеваются обстоятельства, предотвратить либо избежать которые было невозможно (статья 401 Гражданского кодекса). Если это произошло, отменить аукцион можно вплоть до подписания контракта.

Процедура отмены

Отмена аукциона проходит в несколько этапов:

  1. Письменное оформление решения об отмене аукциона. А том, что в нем должно содержаться, читайте ниже.
  2. Составление приказа об отмене аукциона. Он должен включать реквизиты решения и мероприятия, которые последуют за отменой.
  3. Публикация информация об отмене аукциона в ЕИС. Когда она размещена, аукцион считается отмененным.
  4. Уведомление участников, подавших заявки. Это обязанность возложена на заказчика.
  5. Изменение плана-графика. Произвести его следует в течение следующего рабочего дня с момента принятия решения об отказе от аукциона. При этом в графе 14 плана-графика нужно указать причину, по которой аукцион отменен.

Решение об отмене аукциона

Когда заказчик решил отменить аукцион, свое решение он должен оформить в виде документа, содержащего следующие данные:

  • наименование заказчика;
  • дату составления;
  • предмет закупки;
  • номер извещения в ЕИС;
  • сведения о лице, ответственном за размещение решения об отмене аукциона и корректировке плана-графика (контрактном управляющем, сотруднике контрактной службы).

Последствия

Итак, электронный аукцион отменен. Что дальше? Прежде всего заказчик отражает это в плане-графике. Если решено сменить способ определения поставщика (когда это возможно), то соответствующие изменения также должны быть внесены в плановый документ.

Что касается поставщиков, то они получают уведомления об отмене процедуры. Кроме того, ЭТП снимает блокировку с денежных средств в сумме обеспечения заявки отмененного аукциона.

У участников иногда возникает вопрос — ответственен ли заказчик за отмену процедуры? Ведь поставщики потратили время на изучение документации и составление заявки.

Ответ однозначный — нет, заказчик никакой ответственности за отказ от аукциона (и иной процедуры, которую можно отменить) не несет. Конечно же, при том условии, что отмена произошла в регламентированный срок.

Исключение составляют случаи, когда поставщик понес убытки из-за недобросовестных действий заказчика — тогда он может призвать последнего к ответу через суд.

Источник: https://zakupki-kontur.ru/news/elektronnyj-aukcion-po-44-fz-kak-i-kogda-ego-mozhno-otmenit/

Порядок проведения электронного аукциона

Нам на электронную площадку поступил запрос, мы решили отменить аукцион. Обязаны ли мы перед отменой аукциона отвечать на запрос?

Перед проведением открытого аукциона в электронной форме заказчик размещает извещение о предстоящем аукционе на официальном сайте не менее чем за 20 дней до дня окончания срока подачи заявок. При этом если цена лота не превышает 3 млн. рублей, заказчик вправе разместить такое извещение не менее чем за 7 дней до даты окончания приема заявок.

В извещении о проведении электронных торгов указываются:

  • адрес электронной торговой площадки, на которой будут проходить торги наименование и контактные данные заказчика;
  • предмет контракта (количество поставляемого товара или объем работ);
  • место поставки товара или выполнения работ;
  • цена лота (контракта);
  • сроки окончания приема заявок на участие;
  • дата проведения открытого электронного аукциона.

Извещение о проведении электронного аукциона дублируется на выбранной Заказчиком электронной торговой площадке. Дополнительно сообщается дата окончания срока рассмотрения заявок и закрытый перечень документов, который необходимо представить участнику для подтверждения соответствия требованиям аукционной документации.

Разъяснение положений аукционной документации

После того как извещение опубликовано, участник размещения заказа вправе направить запрос о разъяснении аукционной документации.

Оператор при получении такого запроса в течение часа перенаправляет его заказчику, не разглашая имя участника, задавшего вопрос.

Заказчик в течение 2 дней с момента получения запроса представляет разъяснение аукционной документации на общероссийском сайте государственных закупок. При этом время реакции на запрос контролируется ФАС в автоматическом режиме средствами площадки.

[attention type=red]

Запросы на разъяснение могут приниматься заказчиком не позднее чем за 5 дней до дня окончания приема заявок на участие, если цена лота превышает 3 млн. рублей, и за 3 дня, если цена контракта составляет не более 3 млн.

[/attention]

Изменения в аукционную документацию могут быть внесены не позднее, чем за 5 дней до дня окончания приема заявок на участие в электронных торгах.

При этом срок подачи заявок на электронные аукционы должен быть продлен так, чтобы с момента публикации изменений на общероссийском сайте государственных закупок и до дня окончания приема заявок оставалось не менее 15 дней (если цена лота более 3 млн.) или не менее 7 дней (если цена контракта не превышает 3 млн.).

Рассмотрение первой части заявки на участие в аукционе

Если заявка оформлена надлежащим образом, в течение часа с момента ее получения оператор осуществляет блокирование денежных средств, предназначенных для участия в электронных торгах (перед этим участник должен внести деньги на счет электронной площадки).

Размер блокирования определяется суммой обеспечения заявки на проведение аукционав электронной форме. Заявке присваивается порядковый номер.

Следует отметить, что участник размещения заказа может подать только одну заявку на участие в конкретном электронном аукционе.

Заявка отклоняется в нескольких случаях:

  • если на счету участника недостаточно средств для блокирования обеспечения заявки;
  • если через три месяца или ранее заканчивается аккредитация на ЭТП;
  • при несоответствии сведений о товаре требованиям аукционной документации;
  • при представлении недостоверных (неполных) сведений;
  • если участник пытается подать две или более заявки на участие, при этом ему возвращаются все его заявки;
  • при подаче заявки после окончание срока приема.

Проведение аукциона в электронной форме

Электронные аукционы проводятся спустя 2 дня с момента рассмотрения первых частей заявок, в рабочий день. Торги проводят путем снижения общей начальной (максимальной) цены лота, указанной в извещении.

Во время проведения можно подавать на аукцион любые предложения, меняющие лучшую цену, с шагом аукциона от 0,5 до 5% от начальной цены контракта. При этом нельзя ухудшать собственное ценовое предложение и улучшать свое предложение, если оно на данный момент лучшее.

Время приема предложений о цене лота от участников размещения заказа составляет 10 минут от начала проведения аукциона в электронной форме. Время обновляется автоматически после снижения начальной цены лота при помощи программно-технических средств электронной площадки.

Если в течение следующих 10 минут не поступило ни одного предложения о снижении цены, аукцион автоматически завершается.

Торги признаны состоявшимися в случае, если количество участников, подавших заявку и принявших участие в электронном аукционе, более одного.

Рассмотрение вторых частей заявок

В течение часа с момента размещения на электронной торговой площадке протокола проведения электронного аукциона, оператор электронной торговой площадки направляет заказчику вторые части заявок вместе с первыми, ранжированными по убыванию. Заказчик рассматривает первые 10 заявок до выявления 5-ти соответствующих требованиям. Если таковых нет, оператор высылает заказчику оставшиеся заявки.

Заключение государственного контракта

Государственный контракт заключается с победителем аукциона в электронной форме или с лицом, заявка которого признана соответствующей требованиям, установленным аукционной документацией. При этом те участники, которые получили первые 3 места по итогам электронных торгов, не имеют права отзывать свои заявки. Обеспечение остается заблокированным до момента заключения контракта.

Процесс заключения контракта осуществляется при участии оператора электронной торговой площадки и при наличии сертификата ключе ЭП, придающего действиям юридическую значимость.

В случае уклонения участника размещения заказа от подписания государственного контракта оператор электронной площадки вносит информацию об участнике в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года без возможности апелляции, уведомляет об этом участника и перечисляет ему сумму обеспечения заявки.

Наглядно сроки, в течение которых проводится аукцион в электронной форме, начиная с момента размещения извещения до заключения контракта можно обобщить в следующей таблице:

Отмена электронного аукциона

Заказчик может отказаться от проведения открытого аукциона, для чего размещает на общероссийском сайте государственных закупок соответствующее извещение.

Заказчик вправе принять решение об отмене аукциона не позднее, чем за 10 дней до окончания срока подачи заявок на участие. Если же цена лота составляет менее 3 млн.

рублей, электронные аукционы можно отменять за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок.

Источник: https://nucrf.ru/help/poleznaya-informatsiya/poryadok-provedeniya-e-lektronnogo-auktsiona-1

Отмена электронного аукциона по 44-ФЗ: причины, последовательность действий, образцы решения и извещения

Нам на электронную площадку поступил запрос, мы решили отменить аукцион. Обязаны ли мы перед отменой аукциона отвечать на запрос?

Электронный аукцион является на сегодняшний день наиболее простым и популярным способом проведения закупки. Заказчик вправе отказаться от дальнейшего проведения закупки, если он сможет уложиться в установленные для этого сроки.

Причины для отказа от проведения электронного аукциона

Через электронный аукцион у заказчика появляется возможность купить нужные ему товары и услуги по наиболее выгодной цене. Но при возникновении определенных обстоятельств у заказчика появляется потребность в отмене аукциона.

Действующее законодательство о государственных закупках допускает такую возможность, но только при условии соблюдения всех процессуальных норм и сроков, установленных для отмены закупки.

Отмена электронной закупки предполагает прекращение процедуры закупки товаров и услуг и информирование об этом всех участников, которые заявили о своем желании принять участие в аукционе.

Возможность отказа заказчика от проведения электронного аукциона прописана в 36 ст. 44-ФЗ. Здесь содержится общий порядок отказа заказчика от закупки. По закону отказаться допускается от всех форм закупок, кроме запроса предложений.

По нормам 36 ст. 44-ФЗ заказчику предоставляется возможность отмены определения поставщика товаров и услуг не позднее, чем за 5 дней до срока окончания подачи заявок. При проведении торгов в виде запроса котировок сроки для отмены предусмотрены более сжатые: отказаться можно не позднее 2 дней.

Согласно ч. 3 ст. 36 ФЗ-44, заказчик должен разместить извещение об отмене электронного аукциона в ЕИС и уведомить всех участников торгов, подавших заявки, о принятом решении. По желанию он также может распространить информацию об отмене торгов в сети Интернет. Без данных действий закупка не будет считаться отмененной. [attention type=green]

Причины, которые привели к принятию заказчиком решения об отмене электронного аукциона, могут быть самыми разнообразными. Например:

[/attention]
  1. Заказчик решил, что выбор поставщика через электронный аукцион нецелесообразен.
  2. У него нет достаточного размера финансирования для заключения контракта на поставку товаров и услуг, которые предполагалось закупить.
  3. Были внесены изменения в государственную или муниципальную программу, в рамках которой предполагалось произвести закупку.
  4. Изменение текущей рыночной ситуации, что может привести к закупке низкокачественных товаров по завышенной цене.
  5. Возникла необходимость во внесении изменений в существенные условия закупки, и на это требуется большее время, чем это позволяет срок подачи заявок.
  6. Пропала необходимость в закупке данного товара или услуги.
  7. Было вынесено предписание антимонопольного органа об отмене данной закупки.
  8. Решение об отмене было принято по результатам общественных слушаний.

Стоит отметить, что указанный перечень причин не является закрытым, выше перечислены только наиболее распространенные причины. Закон 44-ФЗ допускает возможность отменять закупки по иным основаниям.

После того как до конца приема заявок осталось менее 5 дней, электронный аукцион отменить можно, но только при наличии исключительных обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажорных обстоятельств).

Какие именно ситуации можно отнести к обстоятельствам непреодолимой силы, прописано в п. 3 ст. 401 Гражданского кодекса. В частности, в гражданско-правовом законодательстве указано, что под понятие непреодолимой силы попадают чрезвычайные необратимые обстоятельства, которые нельзя избежать или предотвратить (наводнение, пожар, военные действия, забастовки и пр.).

При необходимости отмены аукциона, когда сроки уже истекли, а причина не связана с чрезвычайными условиями, заказчик может воспользоваться следующим вариантом. За два дня до окончания подачи заявок заказчик может внести изменения в закупку, при этом сославшись на уважительную причину. В данном случае срок подачи заявок допускается продлить на 7 дней и более. Этого времени уже достаточно для отмены электронного аукциона по всем правилам.

Для отмены электронного аукциона требуется оформить в письменном виде решение об отмене и приказ. Указанные документы требуется донести до всеобщего ознакомления.

Как отменить аукцион в электронной форме по 44-ФЗ

Алгоритм отмены аукциона в электронном виде предполагает прохождение следующих шагов:

  1. Заказчик оформляет решение об отмене закупки в письменной форме. В решении об отмене закупки указывается сам факт отмены аукциона и причины, которые побудили заказчика к этому решению.
  2. Заказчик готовит приказ об отмене электронного аукциона. В приказе отображается также дальнейшие действия, которые следуют за отменой закупки. Это еще один внутренний документ, который готовится в учреждении-заказчике.
  3. Заказчиком размещается извещение об отмене закупки в ЕИС, после чего аукцион можно считать отмененным. В извещении указывается номер закупки, контактные данные заказчика, а также информация об отмене закупки и место размещения извещения. При этом указывать причину такого решения необязательно. Заказчик после публикации извещения лишается права просматривать содержимое поданных заявок. Протокол отмены проведения электронного аукциона не составляется.
  4. Направляются уведомления об отмене аукциона всем участникам, подавшим заявки на участие в аукционе. Это делает по закону организатор торгов, а именно электронная торговая площадка. Уведомления направляются участникам торгов по электронным адресам, указанным ими при регистрации на площадке в течение часа после размещения извещения об отмене закупки в ЕИС.
  5. Заказчик вносит корректировку в план-график. Сведения о причине отмены закупки прописывается в 14 столбце документа, составленного с учетом требований приказа Правительства РФ №761/20н от 2013 года. Это необходимо сделать не позднее следующего рабочего дня после принятия решения об отмене закупки.

Последствия отмены

После того как было принято решение об отмене аукциона, и информация об этом донесена до участников, все поданные заявки от них аннулируются. Деньги,  которые были зарезервированы на текущих счетах участников на ЭТП в качестве обеспечения, должны быть возвращены им незамедлительно. Они размораживаются и становятся доступными для дальнейшего использования.

По требованиям закона заказчик не вправе предоставлять доступ к информации из заявок, которые были поданы участниками.

В случае отказа от проведения электронного аукциона заказчик не будет нести материальную ответственность перед участниками закупки. Но это правило действует, только когда в результате отмены закупки участникам не были причинены убытки (например, если заказчик аннулировал закупку в последний день подачи заявок на аукцион).

Участники не вправе оспаривать решение заказчика об отмене закупки, если им был соблюден установленный регламент.

Таким образом, отмена электронного аукциона допускается за 5 дней до окончания приема заявок. Сделать это после указанных предельных сроков также возможно, но для этого требуются обстоятельства непреодолимой силы. Заказчик должен придерживаться всех процессуальных норм, чтобы отмену закупки не признали незаконной.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

В 2019 году внесены изменения в Федеральный Закон №44 (далее — Закон), регламентирующие особенности и порядок проведения закупок в контрактной сфере для государственных и муниципальных нужд. Корректировки внесены на основании Федерального Закона №71 от 01.05.2019 и вступают в силу в период с 1 января по 1 октября 2019 года.

Планирование закупок

В соответствии с ч. 6 ст. 2 ФЗ №71 с 1 июля 2019 года закупочные мероприятия можно производить спустя 1 день с момента внесения изменений в график закупок. График редактируется за день:

Планирование закупок осуществляется посредством формирования плана и графика (ст. 16 Закона). График редактируется в случае необходимости, а также в случаях изменения цены контракта, порядка оплаты и по результатам общественного обсуждения (ч. 13 ст. 21 Закона).

Обоснование закупок

На основании ч. 6 ст. 1 ФЗ №71 будут внесены изменения в порядок обоснования закупок (ст. 18 Закона). Теперь обоснованными признаются закупки, отвечающие критериям нормирования (ст. 19 Закона) и цены контракта (ст. 22 Закона). В связи с этим:

  • предположительно на этапе планирования не потребуется обоснование;
  • оценка обоснованности не осуществляется в ходе мониторинга;
  • исключено обязательство по обоснованию объекта и целевого назначения закупки;
  • исключено обязательство по обоснованию максимальной цены контракта.

Предполагается, что заказчикам потребуется вносить описание, обоснование максимальной цены контракта и проект за 3 месяца до начала закупочных мероприятий.

Соответствующее требование может быть изложено при регламентации условий формирования плана-графика.

Контракт

На основании ч. 19 ст. 1 ФЗ № 71 вводятся новые условия по формированию и обслуживанию контрактов (ст. 34 Закона). Основные изменения:

  • исключено обязательство отчетности по исполненным контрактам;
  • установлена формулировка условий по неустойке;
  • срок оплаты может превышать 30 дней;
  • после расторжения контракта новый может быть заключен без предварительного аукциона;
  • заказчики больше не определяют срок действия гарантии банка;
  • при отзыве лицензии банк обязуется предоставить новое обеспечение в течение 1 месяца;
  • установлены сроки возврата обеспечения;
  • установлены новые правила по уменьшению обеспечения при частичном исполнении контракта.

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/44/otmenit-aukcion.html

Отмена проведения аукциона: причины, сроки, порядок

Нам на электронную площадку поступил запрос, мы решили отменить аукцион. Обязаны ли мы перед отменой аукциона отвечать на запрос?

При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам

Из этой статьи вы узнаете:

  • Основные моменты отмены проведения аукциона по решению заказчика
  • Причины отмены проведения электронного аукциона по 44-ФЗ
  • Последствия и сроки отмены проведения аукциона
  • Нюансы отмены проведения аукциона через ФАС и суд

Отмена проведения аукциона – электронного или обычного – зачастую производится при появлении определенных причин со стороны заказчика. Текущее законодательство относительно государственных закупок допускает такое развитие событий, однако в контексте соблюдения всех процессуальных нюансов, которые для этого установлены.

Если не знать все эти правовые нормы и мелкие детали, то можно элементарно упустить из виду ключевые моменты при осуществлении данной процедуры. Чтобы заполнить пробелы в этом вопросе, читайте нашу статью.

Основные моменты отмены проведения аукциона по решению заказчика

На сегодняшний день товары, работы или услуги закупаются в основном через электронный аукцион. Покупатель по Федеральному закону «О контрактной системе в сфере закупок» от 05.04.

2013 № 44-ФЗ вправе отменить закупку, которая была размещена в Единой информационной системе. Однако необходимость этой процедуры должна быть серьезно обоснована.

Кроме того, важно следовать определенному алгоритму.

  1. Понятие

    Отмена предполагает остановку закупочной процедуры. При этом все участники, которые уже подали свои заявки, должны в обязательном порядке быть уведомлены о прекращении закупки. Для открытых процедур необходимым является размещение в Единой информационной системе извещения об отказе от проведения закупки.

    Стоит отметить, что вышеуказанные причины не являются исчерпывающими. В ФЗ № 44 четко не прописаны основания, по которым можно отменить закупку. Покупатель вправе самостоятельно принимать решение о целесообразности продолжения закупочной процедуры и при необходимости отказываться от дальнейшего ее проведения.

  2. Порядок и сроки 

    Отменить закупочную процедуру заказчик может не менее чем за 5 дней до момента завершения приема заявок от поставщиков.

    Однако в п. 3 ст. 401 Гражданского кодекса РФ указано, что отмена проведения аукциона возможна и после вышеуказанной даты. Основанием для этого могут быть возникновение обстоятельств непреодолимой силы.

    Кроме того, отменить закупочную процедуру можно, даже если причиной этого является не чрезвычайная ситуация.

    [attention type=yellow]

    Для этого необходимо не менее чем за 2 дня до момента окончания приема заявок продлить срок, в течение которого поставщики могут направлять свои предложения. Для внесения изменений необходимо указать вескую причину.

    [/attention]

    По такой процедуре срок приема заявок продлевается минимум на 7 дней, в течение которых можно остановить закупочную процедуру.

  3. Порядок проведения процедуры
    • Шаг 1. Выясняем, необходима ли отмена процедуры закупки, и устанавливаем причину, по которой проводить аукцион не имеет смысла.
    • Шаг 2. Убеждаемся, что соблюдаются необходимые сроки, то есть до окончания подачи заявок осталось не менее 5 дней. Если времени недостаточно, следует внести изменения в порядок закупки.
    • Шаг 3. Выносим решение об отмене проведения аукциона и оформляем соответствующий документ, образец которого доступен для скачивания ниже.

    Документ-образец

    • Шаг 4. Публикуем решение в Единой информационной системе в тот же день, когда оно было принято. Кроме того, обязательно необходимо известить об отмене процедуры всех участников, подавших предложения. Стоит отметить, что покупатель не имеет права вскрывать конверты с заявками поставщиков после того, как в ЕИС была опубликована информация об отмене процедуры. При проведении электронной процедуры возврат заявок обеспечивается оператором площадки на протяжении часа после публикации извещения об отмене.
    • Шаг 5. Исправляем данные в плане-графике. Это необходимо сделать или в день, когда была отменена процедура, или на следующий рабочий день.

Причины отмены проведения электронного аукциона по 44-ФЗ

Использование для проведения закупки электронного аукциона значительно упрощает процесс приобретения товаров, работ или услуг. Поэтому он широко применяется на практике.

Отмена закупочной процедуры покупателем возможна при соблюдении определенных законом сроков. Во избежание нарушения закона необходимо наличие определенных обстоятельств, таких как:

  • Отсутствие возможности уплатить предусмотренную заявкой сумму за приобретение товаров, работ или услуг.
  • Нецелесообразность проведения электронного аукциона.
  • Внесение изменений в утвержденную государством или органами местного самоуправления программу, для выполнения которой необходимо было проведение аукциона.
  • Изменение рыночной ситуации, из-за чего приобретаемый товар может оказаться недостаточно качественным и слишком дорогим.
  • Возникновение форс-мажорных обстоятельств (ст. 401 Гражданского кодекса РФ).

Вышеуказанные ситуации могут быть основанием для отмены проведения аукциона. Последствием такого решения заказчика является аннулирование всех предложений участников и возврат им денежных средств, которые были зарезервированы как обеспечение заявки.

Последствия и сроки отмены проведения аукциона

Для того чтобы правильно оформить отмену закупочной процедуры, необходимо руководствоваться положениями ст. 36 ФЗ № 44.

Покупатель должен принять соответствующее решение не менее чем за 5 дней до завершения подачи заявок от участников.

Также обязательным условием является публикация в день принятия решения информации о том, что процедура отменена, в Единой информационной системе. После этого покупателю будет закрыт доступ к сведениям о предложениях участников.

В ч. 2 ст. 36 ФЗ № 44 указано, что при несоблюдении минимального 5-дневного срока для отмены проведения аукциона данная процедура возможна только при наступлении обстоятельств непреодолимой силы. После публикации в ЕИС официальной информации о принятом решении закупка признается отмененной.

Далее ресурс, который занимался организацией проведения закупки, извещает участников об отмене процедуры. Оповещения с указанием причины принятия данного решения отправляются в личный кабинет на сайте электронной торговой площадки и на email участника. Также им возвращаются денежные средства, которые были предоставлены как обеспечение заявки.

Согласно ч. 4 ст. 36 ФЗ № 44 отменивший проведение аукциона покупатель не ответственен перед участниками процедуры закупки, которые направляли предложения. Нести ответственность заказчику придется только в случае возникновения по его вине ущерба у потенциального поставщика или подрядчика. Участник может требовать возмещения убытков в судебном порядке.

Заказчик имеет право на отмену проведения аукциона исключительно при соблюдении установленных временных рамок. Иначе для подобных действий будут необходимы достаточно серьезные причины. Участник аукциона не имеет никакой законной возможности повлиять на решение заказчика.

Нюансы отмены проведения аукциона через ФАС и суд

Достаточно часто в процессе осуществления закупки серьезно нарушаются права участников. Например, возможно снятие потенциального поставщика с участия в аукционе или отказ принимать его предложение.

  1. Рассмотрение ошибок в ходе торгов

    По исковому заявлению заинтересованного лица суд может признать недействительность закупки, в ходе проведения которой нарушаются законодательные нормы. Это регламентируется ст. 449 Гражданского кодекса РФ. Поэтому первоочередной задачей является правильная с юридической точки зрения расстановка приоритетов. Так можно будет определить основные ошибки в процедуре закупки.

  2. В какой орган обращаться для отмены проведения аукциона? 

    Любая сторона закупочной процедуры, объединения юридических лиц и общественные организации, которые выполняют общественный контроль, согласно законодательным нормам РФ, вправе оспорить решение заказчика.

    Такая возможность прописана в ч. 1 ст. 105 ФЗ № 44. Обжалование происходит либо в установленном этим законом порядке, либо посредством обращения в суд или контролирующий закупочную деятельность орган.

    [attention type=red]

    Обжаловать можно нарушающие права участника аукциона действия или бездействие покупателя или уполномоченного им органа, комитета по закупкам и его членов, должностных лиц заказчика, оператора электронной торговой площадки.

    [/attention]

    О том, куда именно подавать жалобу, упоминается в ст. 99 ФЗ № 44. Контролирующим органом в подобных вопросах является Управление Федеральной антимонопольной службы в регионе. В случае если решение УФАС не устроит заинтересованное лицо, то следующим шагом должно быть обращение в суд.

  3. Обжаловать проведение аукциона можно в течение 10 дней

    Оспорить принятое при выборе победителя торгов решение покупателя или уполномоченного им органа, комитета по закупкам и его членов, должностных лиц заказчика, оператора электронной торговой площадки допускается в течение 10 дней.

    Срок подачи жалобы определяется с момента публикации на электронной торговой площадке одного из следующих документов: протокол подведения итогов торгов, протокол рассмотрения предложений по закупке, протокол проведения аукциона, в случае если он признан несостоявшимся. 

    Обжаловать пункты документов о проведении торгов участник может до момента завершения срока, отведенного на прием предложений от поставщиков, подрядчиков или исполнителей.

    Иногда возможны ситуации, когда подлежащие обжалованию действия заказчика были предприняты после того, как начали рассматриваться предложения от участников (то же касается бездействия организатора процедуры).

    В этом случае обжаловать данные действия имеют право исключительно субъекты, которые подали предложения на участие в торгах.

    Если подлежащие обжалованию действия произошли в момент рассмотрения вторых частей предложений по торгам либо в момент заключения договора, то обжаловать эти действия можно до того, как будет подписан договор.

    В противном случае оспорить решения покупателя или уполномоченного им органа, комитета по закупкам и его членов, должностных лиц заказчика, оператора электронной торговой площадки можно исключительно посредством обращения в суд.

  4. Отмена проведения аукциона в судебном порядке

    При несогласии заинтересованного лица с принятым Управлением ФАС решением оно имеет право не позднее чем через 3 месяца подать исковое заявление в арбитражный суд на общих основаниях.

    Мотивировать необходимость отмены решения ФАС надо той же формулировкой, которая была указана в жалобе в контролирующий орган.

    То есть в судебном порядке обжалованию подлежат не действия заказчика в процессе проведения аукциона, а принятое ФАС решение по жалобе заявителя.

Источник: https://cett.biz/poleznaya-informaciya/statii/otmena-provedeniya-auktsiona/

Запрос разъяснении по 44-ФЗ: сроки ответа на запрос аукционной документации

Нам на электронную площадку поступил запрос, мы решили отменить аукцион. Обязаны ли мы перед отменой аукциона отвечать на запрос?

Когда можно запросить разъяснение документации
Причины для подачи запроса на разъяснение
Как подать запрос на разъяснение документации по 44-ФЗ
Ответственность заказчика

Если положения закупочной документации вызывают сомнения, можно задать вопрос заказчику перед тем, как подать заявку на участие. В каких ситуациях можно попросить заказчика дать разъяснения и как правильно написать запрос, расскажем в статье.

Когда можно запросить разъяснения документации

В 44-ФЗ предусмотрен механизм, когда участники закупок могут задать вопросы заказчику, если в документации есть неточности или ошибки. Заказчик ошибается в документах по невнимательности или отсутствию опыта. Бывают и недобросовестные заказчики, которые нарочно делают документацию сложной и непонятной, чтобы запутать участников и уменьшить конкуренцию.

Запросить разъяснения документации можно в двух способах закупок:

  • электронный аукцион;
  • открытый конкурс.

Если вопросы возникли по документации в других способах закупок, попросите заказчика дать разъяснения неофициально по телефону или электронной почте. 44-ФЗ запрещает общение между участником и госзаказчиком до подписания контракта, но добросовестный заказчик ответит на вопросы, если ему важно, чтобы закупка состоялась.

Запрос на разъяснение итогов закупки

Участники, которые подали заявку на участие в конкурсе и запросе котировок, могут запросить у заказчика разъяснение итогов процедуры, если не согласны с ними.

Вопрос отправляют в личном кабинете площадки после того, как заказчик опубликует в ЕИС протокол оценки заявок. Если процедура на бумаге, то задать вопрос можно письменно или по электронной почте.

Заказчик обязан ответить в течение двух дней.

Причины для подачи запроса на разъяснение

  1. Ошибки, некорректные показатели в техзадании

    Например, в этом электронном аукционе много ошибок в показателях товара и несоответствий заявленным ГОСТам. Например, заказчик указал, что болты строительные должны соответствовать ГОСТ 5781.

    Этот ГОСТ не относится к болтам, его название — «Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций. Технические условия». К техзаданию приложена инструкция по заполнению заявки, в которой не указано, как понимать некоторые символы и знаки.

    [attention type=green]

    Участники отправили заказчику восемь запросов на разъяснение. Почти на все вопросы заказчик отвечал общими фразами со ссылками на инструкцию в аукционной документации. 14 из 16 заявок отклонили по первым частям. Пятеро участников не согласились с результатами и пожаловались в ФАС.

    [/attention]

    Антимонопольная служба признала жалобы обоснованными и выдала предписание заказчику. Закупку отменили.

  2. Нет полной инструкции по заполнению заявки

    В закупке на поставку фруктов заказчик не дал инструкцию, как нужно читать символы и знаки препинания в техзадании, что вызвало вопрос у участника. Например, в техзадании перечислено три сорта яблок через запятую — не понятно, требуется поставить все перечисленные сорта или выбрать один из них.

    На запрос госзаказчик ответил, что внесет изменения в документацию в отношении спорных пунктов. В итоге заказчик убрал один столбец из техзадания, в котором был график поставки фруктов. Но не добавил в техзадание пояснения, как расшифровывать символы. Вопрос остался открытым.

    После такого ответа участник решил не участвовать закупке.

  3. Без ограничений закупают товары, которые входят в нацрежим

    Например, в закупке на поставку светодиодных светильников заказчик не указал, что действует ограничение допуска иностранной радиоэлектронной продукции. Участник решил уточнить, применяется ли в закупке национальный режим, и написал запрос на разъяснение. Так выяснилось, что заказчик забыл о нацрежиме. Он отменил закупку, чтобы привести документацию в соответствие законодательству.

    А вот обратный случай, когда заказчик пояснил, почему в закупке не действует нацрежим. В документации к электронному аукциону закупке на поставку медицинского изделия заказчик указал код ОКПД 32.50.13.

    190, который входит в перечень товаров из постановления № 102 — ограничение допуска иностранных товаров. Участник написал запрос на разъяснение и получил ответ, что в постановлении № 102 кроме кода ОКПД надо учитывать название медицинского изделия.

    В перечне из постановления нет названия предмета закупки, поэтому нацрежим в аукционе не применяется.

  4. Избыточные требования к товару

    Недобросовестные заказчики указывают в техзадании избыточные требования к товарам и материалам, чтобы ограничить конкуренцию.

    Неопытные сотрудники могут скопировать требования из ГОСТа, которые окажутся избыточными. Такие характеристики можно получить только опытным или лабораторным путем.

    Участник закупки не обязан иметь товар на складе в момент, когда участвует в закупке, и не может знать заранее эти характеристики.

    [attention type=yellow]

    Например, заказчик просит указать «индекс вязкости», «температуру начала кристаллизации», «время высыхания краски при температуре 20 градусов». Если заказчик требует указать в заявке подобные показатели, следует писать запрос на разъяснение, просить заказчика убрать избыточные требования из техзадания и жаловаться в ФАС, если ответ вас не устроит.

    [/attention]

    ФАС в таких ситуациях поддерживает участников, что подтверждает письмо ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16.

  5. Сложная и объемная документация

    Заказчики могут приложить к извещению объемное техзадание в некопируемом формате и большую инструкцию по заполнению заявки. Это затрудняет участникам подготовить первую часть. Таким способом заказчики ограничивают конкуренцию — участникам будет сложно не допустить ошибку.

    Например, в аукционе заказчик приложил техническое задание, где требования к оборудованию и материалам написаны сплошным текстом, без выделения каждого материала в отдельную строку и без знаков препинания, что вводит в заблуждение участников и мешает им корректно подготовить заявку. На запрос о разъяснении заказчик ответил, что предоставлять документы в таком формате не запрещено законом. Участник пожаловался в антимонопольную службу, которая признала жалобу обоснованной.

Как подать запрос на разъяснение документации по 44-ФЗ

Чтобы подать запрос на разъяснение документации в электронных процедурах, участник должен быть зарегистрирован в ЕИС и аккредитован на ЭТП. Если конкурс проходит в бумажной форме, запрос передают госзаказчику в руки, отправляют с курьером или почтой. По одной закупке можно отправить не больше трех запросов.

Текст запроса составляют в свободной форме. Советуем писать вопрос конкретно и делать ссылки на пункты документации, к которым он относится. Сведения о себе указывать не надо. 

Заказчик публикует ответ на запрос в ЕИС в течение двух дней без указания данных участника, который направил вопрос. Там ответ увидят все, кого заинтересует закупка.

Заказчик не ответит на запрос, если он поступил позже, чем:

  • за три календарных дня до даты окончания приема заявок на электронный аукцион;
  • за пять календарных дней до даты окончания приема заявок на открытый конкурс.

Если заказчик меняет документацию, то он должен продлить срок подачи заявок так, чтобы до окончания приема заявок осталось не меньше:

  • 7 или 15 дней для аукциона в зависимости от начальной цены контракта (ч. 6 ст. 65 44-ФЗ);
  • на 10 рабочих дней — для конкурса.

Изменить документацию госзаказчик может за два дня до окончания приема заявок на аукцион и за 5 дней — на конкурс. В документации нельзя менять объект закупки и увеличивать размер обеспечения заявок.

Этапы подачи запроса на разъяснение в электронных закупках:

  1. Войти в личный кабинет на площадке.
  2. Открыть извещение нужной процедуры и найти кнопку подачи запроса на разъяснение.
  3. Написать вопрос в специальной форме или прикрепить текстовый файл с запросом.
  4. Подписать запрос электронной подписью и отправить.

Специалисты ИС-Закупок помогут сформулировать и подать запрос на разъяснение в рамках услуги подготовки заявки на участие.

Ответственность заказчика

Если заказчик не успел ответить на запрос в срок или не опубликовал ответ в ЕИС, то его могут наказать штрафом (ч. 7 1.4 ст. 7.30 КоАП):

  • 15 тыс. рублей — для должностных лиц;
  • 50 тыс. рублей — для юридических лиц.

В этом аукционе госзаказчик не опубликовал разъяснения вовремя. В последний день приема заявок он внес изменения — добавил документ, но не продлил срок приема заявок. Компания не смогла поучаствовать в аукционе, потому что поздно получила ответ на свой вопрос, и пожаловалась в ФАС. Жалобу признали обоснованной, а заказчика — нарушителем 44-ФЗ.

Источник: https://is-zakupki.ru/material/detail/41d5dc85-8534-434f-b727-307f2cf6d0c3

Указ и право
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: