- Рассмотрение материалов ВНП и вынесение итогового решения – «Рыков групп»
- Что именуется выездной налоговой проверкой?
- Этапы проведения ВНП
- Отбор налогоплательщиков для осуществления налоговой проверки
- Проведение ВНП
- Подведение результатов проверки
- Вынесение решения ВНП
- Каким обраом обжаловать результаты ВНП
- Две сложные ситуации во время выездной проверки
- Проверка приостановлена
- «Уточненка» во время проверки
- Выездная налоговая проверка: основание, порядок, помощь юриста
- Основания для проведения выездной налоговой проверки
- Порядок выездной налоговой проверки
- Письменные возражения на акт выездной налоговой проверки
- Досудебное оспаривание выездной налоговой проверки
- Обжалование выездной налоговой проверки в суде
- Выездная налоговая проверка в 2020: сроки, порядок проведения, поводы для налоговой присмотреться к фирме
- Критерии отбора
- Ниже перечислены поводы для налоговой присмотреться к фирме:
- Порядок проведения выездной налоговой проверки
- Сроки выездной налоговой проверки
- Как действовать налогоплательщику
- Налоговые проверки: какие нарушения со стороны проверяющих помогут добиться отмены решения
- Безусловные ошибки
- Незаконные доказательства
- Больше конкретики!
- Внимание на сроки
Рассмотрение материалов ВНП и вынесение итогового решения – «Рыков групп»
Выездная налоговая проверка – это серьезное испытание для каждой компании. Во время ее проведения бухгалтеры, юристы и управление компании вынуждены отключаться от главной деятельности фирмы и уделять все внимание проверяющим.
Текущая работа предприятия в данный период, обычно, приостанавливается. Бухгалтерия в спешке готовит финансово-хозяйственную документацию за прошедшие три года, а руководство компании вынуждено откладывать свои деловые встречи и командировки для того, чтобы все время давать налоговикам разъяснения и получать различные требования, решения, постановления, сопровождающие каждую проверку.
Данная проверка достаточно сложна и зачастую руководство компании, не до конца разобравшись в ее деталях, соглашается с тем, что предъявляют проверяющие.
Между тем, налоговики сами часто совершают ошибки и нарушают процесс налоговой проверки.
С помощью ошибок подобного рода возможно свести на нет полученные ими доказательства, а также добиться отмены начислений вышестоящим налоговым органом либо судом. Следовательно результаты налоговой проверки можно оспорить!
В каких случаях имеет смысл это сделать, рассказывается в этой статье.
Что именуется выездной налоговой проверкой?
Наиболее лучший метод налогового контроля для ФНС – налоговая проверка. Опираясь на статистику самые большие доначисления штрафов, пеней и налогов проводятся инспекторами именно в ходе выездных проверок.
Общий порядок осуществления выездной налоговой проверки описывается в статье восемьдесят девятой Налогового Кодекса РФ. Однако, многим мероприятиям подобного рода, которые проводятся в рамках ВНП, посвящены отдельные статьи НК России.
Кроме того, существует масса вопросов, неурегулированных законодательством. По ним Минфина России, ФНС РФ и судебной практики.
[attention type=yellow]Цель выездной налоговой проверки – контролирование правильности исчисления и своевременности уплаты налогов.
[/attention]Следующие особенности выездной налоговой проверки являются характерными:
- срок, подвергающийся проверки, составляет до трех календарных лет, которые предшествовали началу налоговой проверки. Налоговики также имеют право проверить текущий год, включая дату решения о проведении ВНП;
- выездная налоговая проверка осуществляется по одному (тематическая), нескольким либо по всем налогам, выплачеваемым налогоплательщиком (комплексная проверка);
- налоговики имеют более обширные полномочия в сравнении, например, с камеральной проверкой.
- ВНП проходит по месту нахождения налогоплательщика, то есть налоговики проводят большинство ключевых мероприятий и ознакамливаются с документацией на территории налогоплательщика;
Есть также и ограничения, призванные оградить налогоплательщика от чрезмерного контроля со стороны инспекторов. Таким образом, по общим правилам:
- налоговики в ходе ВНП не могут проверять дважды один и тот же налог за определенный период;
- ВНП должна идти меньше 2-х месяцев.
- Инспекторы не вправе осуществлять больше 2 ВНП в 1 году;
Хотя в данных правилах есть ряд исключений, который позволяет в отдельных случаях провести повторную проверку, продлить выездную проверку или приостановить налоговую проверку.
Этапы проведения ВНП
Процесс проведения налоговой проверки можно разбить на несколько этапов:
- Выбор налогоплательщиков для осуществления проверки;
- Осуществление выездной налоговой проверки;
- Подведение итогов выездной налоговой проверки;
- Рассмотрение документации ВНП и вынесение итогового решения.
Рассмотрим все их немного подробнее.
Отбор налогоплательщиков для осуществления налоговой проверки
ВНП – это самая трудная и затратная процедура для налоговых органов.
На период проведения проверки нужно постоянное участие как минимум 1 проверяющего и очень редко, когда проверяющие проводят сразу несколько выездных проверок.
Легко посчитать, что за 1 год проверяющий в среднем проводит не более шести проверки. В целом же в стране за в течение одного года проверками подвергается лишь только 1% налогоплательщиков.
Поэтому налоговики внимательнее подходят к отбору налогоплательщиков и все доступные о них данные, до того, как начать процесс проверки. Это значит, что если к Вам нагрянули инспекторы, вероятно, что у них уже существуют большие подозрения, которые касаются Вашей деятельности.
ВНП – закрытый процесс. Налогоплательщики не знают заранее, придет ли к ним проверяющий и когда точно это случится. Тем временем Федеральная Налоговая Служба России чуть-чуть раскрала секреты этого процесса и опубликовала «Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок», которая была утверждена ФНС России приказом № ММ-3-06/333@ от 30.05.2007.
В этой Концепции предусмотрено 12 пунктов по которым налоговая служба отбирает налогоплательщиков для ВНП. Чем больше показателей хозяйственной деятельности выходит за ограничения, которые устанавливаются данными критериями, тем больше возможность проверки.
Однако, законодательство не заставляет налоговую службу при отборе налогоплательщика придерживаться данной Концепции.
Это значит, что если у проверяемого полный порядок с этими показателями – это еще не гарантия, что ВНП его не затронет. Проверяющие не должны давать объяснений налогоплательщику, зачем они решили его проверить.
Между тем, стоит отметить, что часто данная Концепция действительно применяется налоговиками при отборе объекта проверки.
Проведение ВНП
Непосредственное проведение выездной налоговой проверки начинается после того, как начальник (либо его зам) налогового органа сделает необходимое постановление (не с момента вручения решения проверяемому).
В ходе выездной проверки инспекторы имеют право:
- осуществлять инвентаризацию имущества налогоплательщика;
- провести ознакомление с финансовой документацией организации;
- проводить осмотры территорий и помещений налогоплательщика;
- потребовать копии документов;
- проводить допрос директора, сотрудников, а также иных лиц;
- осуществлять выемки документации, встречные проверки, экспертизы и так далее;
На этом шаге инспекторы выискивают нарушения налогового законодательства, а также находят док-ва, подтверждающие найденные нарушения.
Процесс проведения выездной налоговой проверки регламентирован массой ст. НК РФ и другими актами. Именно поэтому налоговики на данном шаге зачастую совершают ошибки и нарушают права проверяемых, а это может привести к отмене заключительного решения по проверке.
[attention type=red]Этап именно осуществления налоговой проверки обычно длится не более двух месяцев. Однако, данный срок на практике может продлиться. Так как налоговики в некоторых случаях имеет право приостановить либо продлить ВНП.
[/attention]Проверка заканчивается вручением проверяемому справки. После этого налоговики уже не должны находиться территории, требовать документы и проводить контрольные мероприятия.
Подведение результатов проверки
После выдачи справки о завершенной выездной налоговой проверке у инспекторов есть не более 2 месяцев для того, чтобы составить акт.
Акт составляется по образцу, утвержденному ФНС России. В нем указываются сведения о проверяемом лице, проведенных контрольных мероприятиях, проверенных налогах, выявленных нарушениях, а также доказательствах их подтверждающих.
В заключение инспектор приводит оценки и предложения по устранению выявленных нарушений.
Акт обязан быть передан проверяемому лицу не позднее 5 дней с момент его составления. Вместе с ним проверяющие обязаны также вручить ксерокопии всех документов, подтверждающих обнаруженные нарушения. Далее у налогоплательщика имеется 1 месяц на то, чтобы предоставить свои возражения.
При подготовке возражений следует учитывать некоторые моменты.
Как показывает практика, не нужно в возражениях указывать все ошибки и недостатки, допущенные инспекторами, тем более, если дело затрагивает процедурные вопросы (нарушения процедуры допроса, истребования документов, выемки). Шанс того, что налоговая служба признает их и уменьшит начисления очень мала. Однако, указанные Вами ошибки налоговики устранят до вынесения решения.
Вынесение решения ВНП
После истечения одного месяца на представление возражений у налоговой службы имеется 10 дней, чтобы рассмотреть итоги ВНП и принять решение.
Материалы итоги выездной проверки и возражения налогоплательщика рассматриваются начальником инспекции либо его заместителем. Налогоплательщик в ходе рассмотрения материалов может присутствовать, заявлять ходатайства и давать пояснения.
В некоторых ситуациях налоговая служба имеет право перенести рассмотрение документов в пределах 10 дней, которые отведены на принятие постановления или же провести доп. Процедуры налогового контроля.
Итогом рассмотрения материалов ВНП является постановление налогового органа об отказе в привлечении к ответственности или о привлечении к ответственности. Данное решение проверяющие должны вручить налогоплательщику не позднее пяти.
Каким обраом обжаловать результаты ВНП
Необходимо упомянуть, что осуществление выездной налоговой проверки это тяжелый, многостадийный процесс и на каждом шаге инспекторы могут допускать различные ошибки и нарушения.
Более того, учитывая, что проверяющие тщательно отбирают кандидатов на проверку, они не имеют права не достигнуть хоть какого результата. Скованные сроками осуществления налоговой проверки и потребностью найти как можно больше доказательств, инспекторы нередко превышают полномочия нарушают права налогоплательщика.
Любые нарушения процедуры осуществление проверки возможно условно разделить на существенные и несущественные. Существенные нарушения Могут привести к отмене итогового решения вышестоящим налоговым органом либо судом.
[attention type=green]Главным основанием для отмены постановления по результатам ВНП является лишение проверяемого права находиться при рассмотрении материалов налоговой проверки и представлять пояснения и возражения. В остальных ситуациях вышестоящие налоговые органы будут оценивать, как допущенное налоговиками нарушение является препятствием в реализации налогоплательщиком своих прав.
[/attention]Также рекомендую прочитать эту статью
Как инициировать банкротство?
Инициировать банкротство – означает начать процедуру банкротства или возбудить производство по делу о банкротстве.Дело о банкротстве – судебное дело, поэтому и начинается оно – с составления заявления о признании должника несостоятельным (банкротом) и подачи его в арбитражный суд. Кто может по
Продолжить чтение
Представим лишь только пару ситуаций, когда ошибки налоговиков расценивались судом как существенные и привели к отмене окончательного постановления по выездной проверке:
- налоговая служба не передала акт ВНП либо дополнения к нему, которые подтверждают выводы налоговой инспекции;
- постановление на проведение выездной проверки подписано не уполномоченным на то лицом;
- налоговая служба не передала налогоплательщику постановление о проведении ВНП;
- налоговая служба не рассмотрела представленные возражения налогоплательщика;
- решение по результатам выездной налоговой проверки вынесено до истечения срока подачи возражений;
- по итогам ВНП неправильно рассчитана сумма недоимки;
Если проверяющие нарушают права налогоплательщика во время проведения отдельных мероприятий налогового контроля (к примеру, выемки, при допросе свидетелей, проведении осмотра), то доказательства, которые были добыты в ходе этих мероприятий, признаются судом полученными с нарушением закона.
В заключение отметим, что это не все случаи, связанные с процедурой ВНП, позволяющие успешно оспорить ее итоги.
Подробную информацию индивидуально по Вашей проблемы Вы можете получить, по телефону или направив запрос в Компанию.
Источник: https://Rykov.group/stati/nalogi/rassmotrenie-materialov-vnp-i-vynesenie-itogovogo-resheniya/
Две сложные ситуации во время выездной проверки
ФНС России каждый год снижает количество выездных проверок, одновременно повышая сумму доначислений по каждой проведенной ревизии. Так за 15 лет число проверок снизилось на 98%, а сумма доначислений выросла на 50%. Учитывая тенденции, плательщикам, которые попали в «разработку», следует вести себя осторожно и решать спорные ситуации с учетом арбитражной практики.
Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы на курсах повышения квалификации в Школе бухгалтера. Курсы разработаны с учетом профстандарта «Бухгалтер».
Порядок назначения и проведения выездной проверки регулирует статья 89 НК РФ.
Назовем три главных правила такой ревизии:
- проводится на территории налогоплательщика;
- затрагивает не более трех лет, предшествующих году ее проведения;
- продолжается не более 2-х месяцев (срок может быть продлен до четырех, а в исключительных случаях — до шести месяцев).
Результаты налоговой проверки оформляют актом, на который компания вправе представить возражения. Далее, налоговый орган выносит решение, которое вручает плательщику. Если фирма не согласна с решением, она вправе его обжаловать. Жалобу подают сначала в вышестоящий налоговый орган, и только после досудебного обжалования, если результаты не удовлетворили компанию, можно обращаться в суд.
Проверка приостановлена
Право приостановить выездную проверку дает инспекции пункт 9 статьи 89 НК РФ. Кодекс называет 4 ситуации, когда можно им воспользоваться. «Пауза» возможна в случае:
- истребования документов у контрагентов, банков и др. лиц, которым может быть что-то известно о проверяемом плательщике;
- направления запросов в иностранные юрисдикции;
- назначения и проведения экспертиз;
- перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.
Этот перечень исчерпывающий. Других оснований, чтобы приостанавливать проверку, у инспекции быть не может. Налогоплательщики иногда подозревают налоговиков, что те используют названные причины формально.
То есть, выносят решение о приостановлении не для истребования документов у контрагента, а для продления общего срока проведения проверки. Одна компания даже обратилась в суд с требованием признать приостановление незаконным.
Она указала, что инспекция злоупотребляет правом, налоговый контроль избыточен, и это препятствует предпринимательской деятельности плательщика. Но доказать это ей не удалось (постановление АС Северо-Западного округа от 23.12.2015 № А05-2622/2015).
Приостанавливать проверку инспекция может несколько раз. Важно, чтобы общий срок приостановления не превышал 6 месяцев. Исключение составляет только история с международными запросами: если иностранные коллеги не ответят нашим налоговикам в течение полугода, проверку могут растянуть еще на 3 месяца. «Пауза» оформляется отдельным решением руководителя налогового органа.
Важно понимать, что во время приостановления проверки инспекторы на территории компании не присутствуют и никаких действий, например, осмотр, совершать не вправе. Также запрещено получать объяснения у налогоплательщика, допрашивать его сотрудников и запрашивать у него документы. Фирме должны вернуть все подлинники, кроме тех, которые были получены в процессе выемки (если она проводилась).
Однако налогоплательщик обязан представить налоговому органу документы, которые были запрошены до момента приостановления ревизии.
То есть, если инспекция выставила требование о представлении документов и дата его исполнения приходится на период приостановления — плательщик не освобожден от обязанности сдать документацию (п. 26 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.
[attention type=yellow]2013 № 57). При этом ходатайствовать о продлении срока на ее представление в период «паузы» закон не запрещает.
[/attention]Не возникнет обязанности представлять документы, только если требование будет вручено плательщику в один день с решением о приостановлении. Это подтверждает многочисленная судебная практика (см., например, Верховного Суда РФ от 28.08.2014 № 304-ЭС14-305).
Ведь даже в период «паузы» внутри инспекции работа продолжает кипеть: чиновники анализируют документы плательщика, направляют запросы, изучают ответы и проч. Налоговый орган не лишен права осуществлять действия вне территории организации, если они не связаны с истребованием документов.
«Уточненка» во время проверки
Налоговый кодекс не запрещает подавать «уточненки» за тот период, который охвачен ревизией. Обычно это делают, когда фирма согласна с частью предстоящих доначислений либо обнаружила неточности в проверяемом периоде.
«Те ошибки, которые привели к переплате налога, мы можем скорректировать двумя способами: 1) подав уточненную декларацию; 2) неучтенные в прошлом расходы — учесть в текущем периоде».
Александр Матиташвили, адвокат, прокомментировал позиции судов в отношении возмещения переплаты налога. Больше арбитражной практики в записи вебинара «Выездные налоговые проверки в 2017 году.
Обзор практики и рекомендации налогового юриста».
В каких случаях «уточненка» не избавит от пени, но поможет сэкономить на штрафе?
- Во-первых, нужно успеть сдать корректировку до решения о проведении выездной проверки.
- Во-вторых, до ее подачи нужно уплатить налог и пени.
Представить «уточненку» можно и после выездной проверки, но при условии, что в рамках ревизии проверяющие не обнаружили ошибок или неточностей, которые компания собралась исправить (подп. 2 п. 4 ст. 81 НК РФ).
Возникает вопрос, будет ли назначен штраф, если «уточненка» представлена не до назначения выездной проверки, а во время нее? Налоговики считают, что в этом случае условия освобождения от налоговой ответственности, предусмотренные пп. 1 п. 4 ст. 81 не выполнены (письмо ФНС РФ от 12.08.2011 № СА-4-7/13193@). Некоторые суды с ними согласны (постановление Президиума ВАС РФ от 26.04.2011 № 11185/10).
Но есть решения в пользу компаний.
Недавно ВС РФ проявил креатив в квалификации уточненных деклараций, представленных при выездной проверкe. Он указал, что корректировка, поданная после составления акта проверки, но до вынесения решения по ней, может считаться возражениями налогоплательщика («Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2016)», утв. Президиумом ВС РФ 20.12.2016).
Имейте ввиду, что корректировать налоговые обязательства с помощью «уточненок» следует с осторожностью. Такие действия могут привести к дополнительным мероприятиям налогового контроля или к повторной выездной проверке (определение Верховного Суда РФ от 13.09.2016 по делу № 310-КГ16-5041).
То есть, учитывать данные корректировок в решении по текущей ревизии инспекция в обязательном порядке не должна. У нее есть три варианта:
- провести самостоятельные «камералки» уточненок (письмо ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705);
- назначить повторную выездную проверку (постановление Президиума ВАС РФ от 16.03.2010 № 8163/09);
- провести допмероприятия налогового контроля и по их результатам выносить решение по текущей ревизии.
Не забудьте, что сдавать декларацию нужно по той форме, которая действовала в проверяемый период. В условиях почти ежегодного изменения форм отчетности это правило более чем актуально.
Источник: https://School.Kontur.ru/publications/1515
Выездная налоговая проверка: основание, порядок, помощь юриста
Выездная налоговая проверка является мероприятием налогового контроля, проводимым ФНС. В ходе любого мероприятия налогового контроля проводится проверка соблюдения организацией законодательства о налогах и сборах. Предмет контроля – исчисление и уплата налогов и сборов. При этом, выездная проверка является особым порядком проверки организации.
ВНИМАНИЕ: наш адвокат по налоговым проверкам в Екатеринбурге поможет Вам: профессионально, на выгодной основе, а также в кротчайший срок. Запишитесь на прием к налоговому юристу АБ «Кацайлиди и партнеры» уже сегодня!!!
Основания для проведения выездной налоговой проверки
Основанием для проведения мероприятий налогового контроля в отношении какой-либо организации в порядке выездной налоговой проверки является решение руководителя ИФНС.
Данное решение должно быть оформлено в соответствующем порядке – по форме Приложения № 5 к приказу ФНС России от 07.11.2018№ ММВ-7-2/628@.
Решение должно бьть подписано руководителем налоговой по месту нахождения организации или месту жительства ИП.
Решение является надлежащим основанием для проведения проверки если содержит:
- Полное и сокращенное наименование организации, в отношении которой будет проводится проверка
- Информацию о предмете проверки, к примеру – правильность исчисления и уплаты налога на имущество организации. Предметом проверки может быть не один налог. Если в решение о проведении налоговой проверки указан причина – реорганизация организации, предмет проверки может быть любым.
- Проверяемые периоды. В соответствии с п. 4 ст. 89 Налогового Кодекса РФ, налоговая не может проверять отчетность за период свыше трех лет. Срок «налоговой давности» исчисляется с 1 января года вынесения решения о проведении проверки.
- Информацию о должностных лицах ИНФНС, которые будут проводить проверку
- Основанием для проведения выездной проверки не может являться добровольное декларирование физлицами активов и счетов
Решение о проведении проверки не является надлежащим основанием для ее проведения, если:
- выездная проверка по указанным налогам в данном периоде уже проводилась
- выездная проверка уже проводилась в текущем календарном году
Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
ПОЛЕЗНО: читайте также про защиту себя при налоговой проверке по ссылке
Порядок выездной налоговой проверки
Порядок выездной налоговой проверки определяется соответствующими нормами Налогового Кодекса, однако существуют и общие положения о налоговом контроле, которые должны соблюдаться инспекторами при проведении любой процедуры:
- Налоговые орган и его должностные лица не могут для проведения налогового контроля собирать, хранить, использовать и распространять информацию о налогоплательщике полученной в нарушении положений законодательства о конфиденциальности профессиональной тайны (к примеру, адвоката, аудитора и т. д.)
- Налоговый орган в целях проверки может получить информацию от аудиторской организации только на основании решения органа исполнительной власти.
- Доказывание обстоятельств умышленного занижения налоговой базы или подписания документов первичного бухгалтерского учета неуправомоченным на то лицом доказывается при проведении мероприятий проверки.
Выездная налоговая проверка является особым порядком проведения мероприятий налогового контроля.
Место проведения проверки – на территории налогоплательщика. Однако возможны исключения. Если у проверяемого нет возможности выделить помещение для проведения проверки, то она может проводиться в налоговой.
[attention type=red]Во время проверки должностные лица налогового органа изучают, анализирует, оценивает и сопоставляет документы бухучета, налогового учета.
[/attention]В рамках выездном проверки могут быть назначено проведение дополнительных мер налогового контроля. Возможно проведение процедур:
- Инвентаризация – проводится для проверки достоверности данных учета.
- Осмотр – осматриваются помещения, связанные с объектом налогообложения.
- Истребование документов или информации.
- Выемка – в целях сбора доказательств нарушения закона о налогах и сборах.
- Экспертиза – привлечение эксперта для формирования определенных выводов, если деятельность проверяемого ЮЛ специфична или в иных случаях.
- Допрос – проведение опроса свидетелей с целью выявления фактов, имеющих значение для проверки.
- Вызов в качестве свидетеля – вызов для дачи показания дл выявления имеющих значение для проверки доказательств.
- Получение экспертного заключения — включение экспертом в заключение выводов по вопросам, которые не были перед ним поставлены.
- Привлечение переводчика
Срок проверки – 2 месяца – может быть продлен до 4 месяцев и до полугода. Основания и порядок продления срока установлен Приказом ФНС 07.11.2018№ ММВ-7-2/628@. При этом, срок проверки исчисляется с даты решения налоговой о ее проведении до последнего дня.
Проведение проверки, а именно процесса исследования документов приостанавливается на срок не более 6 месяцев (общий срок по всем приостановления) на основании руководителя налоговой инспекции по причинам:
- Необходимости истребования документов
- Проведения экспертиз
- Перевода документов
Возобновление проверки после приостановления возможно только на основании решения. Выездная налоговая проверка, если она проводится за тот же период по тем-же налогам, является повторной.
Налогоплательщик в ходе проверки предоставляет все документы, связанные с предметом проверки. Выемка документов проводится инспекторами для предотвращений их сокрытия.
Инспекторы, проводя проверку, могут осуществлять инвентаризацию о осмотр помещений и территорий. Результаты налоговой проверки оформляются в справке в последний день.
ВАЖНО: необходимо подготовиться к налоговой проверке, чтобы все прошло с наименьшими рисками для Вашего бизнеса, читайте подробнее по ссылке
Письменные возражения на акт выездной налоговой проверки
В течение двух месяцев со дня составления справки по итогам выездном проверки, налоговым органом составляется акт налоговой проверки.
Возражение на акт выездной проверки может быть представлено в налоговый орган любой организацией в случаях:
- Несогласия с выводами, фактами, предложениями, изложенными в акте на основании п. 6 ст. 100 НК РФ.
- Несогласия с выводами, предложениями и фактами, изложенными в акте об обнаружении фактов (п. 5 ст. 101.4 НК РФ).
- Несогласия с выводами, предложениями и фактами, изложенными в дополнении к акту.
Возражения на акт проверки подаются в срок не более 1 месяца со дня получения акта в проверяющую налоговую. К возражениям могут быть приложены документальные подтверждения информации, на которую ссылается организация.
Возражения на дополнение к акту подаются в течение 15 дней в проверяющую налоговую.
НК РФ устанавливает, что возражения должны подаваться в письменной форме, с указанием на оспариваемый акт налоговой. В акте должны содержаться опровержения налоговых претензий с обязательной мотивировкой.
АКЦИЯ: мы составим Вам возражение за 24 часа или вернем деньги, подробнее смотрите ВИДЕО
Возражение подается разными способами:
- на бумажном носителе почтой;
- в электронной форме через госуслуги или иного оператора документооборота;
- лично или через представителя налоговой инспекции
Возражения рассматриваются в ходе процедуры рассмотрения результатов налоговой проверки. Прежде, чем приступить к рассмотрению по существу материалов проверки, руководитель инспекции:
Объявляет, кто рассматривает дело и какие материалы рассматриваются
Устанавливает факт явки. В случае неявки устанавливается извещение лица о дате и месте рассмотрения материалов налоговой проверки.
Если лицо уведомлено, отсутствует, его присутствие является обязательным, рассмотрение откладывается.
Если уведомлено, отсутствует, но его присутствие не является обязательным, то рассмотрение проходит в его отсутствие. Если лицо не извещено, рассмотрение откладывается.
- Проверяет полномочия лиц
- Выносит решение об отложении, если это необходимо
Досудебное оспаривание выездной налоговой проверки
Налоговое законодательство устанавливает обязательный досудебный порядок для оспаривания решения налоговой любого уровня.
Оспаривание организацией акта по результатам проверки проходит в порядке обжалование ненормативных актов налоговой в соответствии с АПК РФ.
В ходе обжалование акта налоговой по итогам проверки, который в силу не вступил, организацией может быть подана апелляционная жалоба.
[attention type=green]Она адресуется в течение 2 месяцев с даты получения акта в вышестоящий налоговый орган через инспекцию, вынесшую решение.
[/attention]В жалобе в обязательном порядке указываются реквизиты оспариваемого решения и причины, по которым решение не является законным. Вышестоящим налоговым.
Жалоба на вступивший в силу ненормативный акт налоговой не имеет специального названия, подается в течение года. Рассматривается без участия лица, которое обжалует акт.
Порядок рассмотрения апелляционной жалобы и жалобы не имеет отличий. В ходе рассмотрения можно заявить дополнительные доводы.
Жалобы рассматриваются в течение 15 дней. По итогам рассмотрения вышестоящим налоговым органом выносят следующие решения:
- Оставить без удовлетворения
- Отменить ненормативный акт налоговой
- Отменить решение налоговой полностью или в части
- Отменить и принять новое
Обжалование выездной налоговой проверки в суде
Дело рассматривается арбитражным судом по месту нахождения налоговой инспекции на основании искового заявления организации об оспаривании ненормативного правового акта. Порядок рассмотрения соответствует порядку рассмотрения дел искового производства.
АПК предъявляется требования иска об оспаривании ненормативного акта:
- Наименование инспекции и акта
- Реквизиты акта, который оспаривается
- Законные основания
- Доказательства
Не забудьте: необходимо приложить текст оспариваемого акта.
Дело рассматривается в трехмесячный срок с даты принятия искового. В процессе вызываются истец, ответчик и иные лица.
По итогам рассмотрения дела судом выносится решения о:
- решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
- об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Обжалование решения налоговых органов, выносимых по результатам выездной проверки, являются необходимым шагом организации. Наш адвокат по налоговым спорам участвует в налоговой проверке организации, оспаривает решение налоговой в любой доступной форме, в т. ч. в судебном порядке.
© адвокат, управляющий партнер АБ “Кацайлиди и партнеры”
А.В. Кацайлиди
Источник: https://katsaylidi.ru/blog/vyezdnaya-nalogovaya-proverka/
Выездная налоговая проверка в 2020: сроки, порядок проведения, поводы для налоговой присмотреться к фирме
Налоговые органы постоянно проверяют налогоплательщиков. При сдаче деклараций налоговики проводят камеральную проверку. Чтобы удостовериться в правильности отражения сделок покупателем и продавцом, ФНС может устроить встречную проверку.
Еще один вид проверки — выездная налоговая проверка. Самые распространенные виды — камеральная и выездная налоговые проверки.
Что проверяют налоговые инспекторы при выездной проверке, как подготовить документы для проверки и пройти проверку без негативных последствий, расскажем ниже.
ФНС организует выездную налоговую проверку, чтобы выяснить, соблюдает ли налогоплательщик нормы НК РФ и других законодательных актов о налогах и сборах.
Существует миф, что компании не проверяют первые три года. На самом деле это не так. В большинстве случаев ФНС действительно интересны компании и ИП, работающие более трех лет. Но если новички рынка ведут деятельность, вызывающую подозрение, инспекторы могут прийти с проверкой и в первый год работы.
Критерии отбора
Каждая компания может самостоятельно оценить свои риски. ФНС выпустила ряд критериев, несоответствие которым увеличивает шансы на личное общение компании с инспекторами.
Основные показатели приведены в Приказе ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.
Ниже перечислены поводы для налоговой присмотреться к фирме:
- Исчисленные налоги за период намного ниже среднего уровня налогов предприятий аналогичной отрасли.
- Фирма несколько периодов подряд показывает в декларациях убытки.
- Компания заявляет свое право на вычеты. Например, НДС, принятый к вычету, значительно больше начисленного налога.
- Расходы значительно превышают доходы и при этом с каждым отчетным периодом растут.
- У сотрудников низкая зарплата. Ниже МРОТ и (или) ниже среднего уровня зарплат по региону, отрасли и т.п.
- Доходы и численность налогоплательщиков на УСН постоянно рядом с предельными значениями.
- Доходы ИП постоянно на одном уровне с расходами.
- В сделках задействованы цепочки контрагентов (посредники).
- Компания или ИП игнорирует требования ФНС, не представляет запрашиваемые документы.
- Компания неоднократно меняла адрес.
- Рентабельность предприятия низкая в сравнении с рентабельностью предприятий похожей деятельности.
- Компания заключает сделки с сомнительными контрагентами.
Порядок проведения выездной налоговой проверки
Проверка начинается с вынесения решения налоговым органом. Обратите внимание на подписи лиц в решении — это должны быть подписи руководителя или его заместителей.
После ознакомления с решением инспекторы ФНС в оговоренный день приезжают на территорию проверяемой компании, где и проводится выездная налоговая проверка. Налогоплательщик должен выделить помещение, в котором сотрудники налоговой инспекции будут изучать документы.
Помимо тщательного анализа документов налогоплательщика, инспекторы могут провести инвентаризацию и осмотр офиса, склада и т.п. (ст. 89, 91, 92 НК РФ). При проведении выездной налоговой проверки присутствовать во время осмотра должны как минимум двое понятых.
При выявлении фактов нарушения или подозрении на нарушение законодательства налоговики вправе произвести выемку документов (ст. 94 НК РФ). Выездная налоговая проверка может сопровождаться допросом работников фирмы.
Сроки выездной налоговой проверки
Стандартный срок проведения выездной налоговой проверки составляет не более двух месяцев. В исключительных случаях проверку могут продлить до полугода (ст. 89 НК РФ).
Проверив необходимые документы, ФНС составляет справку. В этом документе прописывают дату окончания проверки и указывают предмет проверки. После этого инспекторы должны подписать акт проверки — на это у контролирующего органа есть два месяца. Акт выездной налоговой проверки составляется в двух экземплярах и описывает результаты проверки.
В акте подробно излагаются все выявленные несоответствия и нарушения законодательства. Получив акт выездной налоговой проверки, налогоплательщик вправе не согласиться с указанными нарушениями и написать возражение.
Распространенные нарушения, выявляемые в ходе проверки:
- Несвоевременная регистрация фирмы
- Несдача деклараций
- Неверное отражение доходов и расходов и, как следствие, занижение налогооблагаемой базы
- Недоимка по налогам
- Отказ в предоставлении ФНС информации, необходимой для осуществления контроля
- Отсутствие первичных подтверждающих документов
- Грубые ошибки в первичке
Как действовать налогоплательщику
При получении решения о проведении выездной налоговой проверки налогоплательщику нужно выделить место для проверяющих. Не помешает проверить полномочия проверяющих и выяснить, имеют ли они основания для проверки.
Далее рекомендуется назначить ответственное лицо, через которое будут решаться организационные моменты в ходе проверки.
Все документы лучше передавать инспекторам по описи.
В статье мы описали порядок проведения выездной налоговой проверки в 2019 году. В 2020 году изменений по выездным проверкам, скорее всего, не будет — проверки будут проводить по правилам, установленным НК РФ.
Источник: https://www.kontur-extern.ru/info/vyezdnaya-nalogovaya-proverka
Налоговые проверки: какие нарушения со стороны проверяющих помогут добиться отмены решения
Все процедурные ошибки, допускаемые проверяющими при проведение проверки, можно разделить на две большие группы. В первую группу войдут грубые, существенные нарушения, которые безусловно влекут отмену решений, принятых по результатам проверки.
Во вторую группу попадут нарушения, которые хотя и не влекут безусловной отмены результатов проверки, но, по мнению судов, решение, принятое с такими нарушениями, также в большинстве случаев является незаконным.
Определить вероятность выездной налоговой проверки и получить рекомендации по налоговой нагрузке Определить бесплатно
Безусловные ошибки
Начнем с первой группы. В ней всего два нарушения, запомнить которые достаточно просто.
Итак, решение считается незаконным, если: 1) проверяющие нарушили право организации на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки; 2) если инспекторы не обеспечили возможность организации предоставлять свои объяснения (абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ).
Остановимся на этих нарушениях чуть подробнее.
Нарушение права на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки обычно выражается в том, что инспекция не извещает налогоплательщика о дате и времени рассмотрения материалов налоговой проверки, или извещает, но с нарушением срока.
[attention type=yellow]Чаще всего это происходит в тех случаях, когда инспекторы отправляют уведомление о вызове для рассмотрения материалов проверки на юридический адрес налогоплательщика и на этом успокаиваются. От таких действий налоговиков застрахованы лишь те налогоплательщики, которые сдают отчетность через интернет, например, через систему «Контур-Экстерн».
[/attention]Им налоговики обязаны выслать уведомление через систему для отправки отчетности (см. «Налогоплательщики уже могут получать в электронном виде требование об уплате налога и 15 других документов»).
Однако анализ судебной практики показывает, что факта отправки уведомления может оказаться недостаточно.
Так, суды указывают: инспекция к моменту рассмотрения материалов проверки должна иметь доказательства не только того, что уведомление налогоплательщику направлялось, но и того, что он его получил (см., например, постановления ФАС Дальневосточного округа от 20.04.
12 № Ф03-1466/2012, ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.02.12 № А19-6680/10, ФАС Волго-Вятского округа от 14.02.11 № А29-2860/2010, ФАС Западно-Сибирского округа от 27.12.11 № А27-3712/2011).
Соответственно, если налоговики не имеют доказательств того, что налогоплательщик получил уведомление, то решение по проверке, принятое без участия налогоплательщика, признается незаконным (постановление Президиума ВАС РФ от 16.06.09 № 391/09).
Нарушение права налогоплательщика на представление своих объяснений на практике чаще всего выражается в том, что инспекция не сообщает проверяемой организации ту или иную информацию. В результате налогоплательщик лишается возможности дать свои объяснения по таким «скрытым» фактам.
Суды подобное сокрытие информации не одобряют, признавая принятые в таких условиях решения незаконными (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 08.11.11 № 15726/10 и постановление ФАС Московского округа от 27.02.12 № А40-22857/11-75-98).
Незаконные доказательства
Перейдем теперь к группе нарушений, которые не приводят к безусловной отмене решения, но при этом в большинстве случаев позволяют на нее рассчитывать. И первой в этом списке рассмотрим ситуацию, когда свои выводы по итогам проверки инспекторы обосновывают ссылками на доказательства, добытые с нарушением налогового законодательства.
В качестве примера таких ситуаций можно привести проведение допросов или опросов без предупреждения о праве не свидетельствовать против себя самого, предусмотренном статьей 51 Конституции РФ, или проведение осмотров, выемок и т п. без понятых.
Если налогоплательщик обращает внимание суда на подобные нарушения, суд с большей долей вероятности признает решения, основанные на таких доказательствах, незаконными (см., например, постановления ФАС Центрального округа от 03.08.
[attention type=red]07 № А14-13603-206/467/24, ФАС Северо-Западного округа от 26.07.07 № А21-409/2007, ФАС Западно-Сибирского округа от 16.03.06 № Ф04-2374/2006(20768-А46-23). Правда, тут надо учитывать, что решение инспекции останется в силе, если помимо незаконного доказательства были и другие.
[/attention]То есть факты нарушений подтверждаются иными документами, которые были получены без нарушения закона.
Больше конкретики!
Еще одну разновидность нарушений составляют оплошности, которые инспекторы допускают при составлении акта или решения по результатам проверки. Так, зачастую налоговики не утруждают себя детализаций тех обвинений, которые они предъявляют налогоплательщику.
Очень часто в актах и решениях обозначаются нарушения, однако никаких подтверждающих документов под эти нарушения не «подводится». А ведь суды исходят из того, что под каждое нарушение инспекторы должны «подложить» подтверждающие его документы.
Причем, не просто обозначить эти документы в акте и решении, но и передать их копии налогоплательщику вместе с актом (постановления ФАС Поволжского округа от 01.02.11 № А65-2850/2010, ФАС Центрального округа от 18.04.12 № А54-2296/2011 и ФАС Восточно-Сибирского округа от 09.02.
12 № А10-1351/2011 и от 18.01.12 № А78-2831/2011).
Еще одной разновидностью этого нарушения является указание в актах и решениях по результатам проверки слишком общих ссылок на документы, подтверждающие, по мнению инспекторов, факт нарушения. Особенно часто инспекторы грешат этим при проставлении ссылок на Налоговый кодекс, указывая лишь номер статьи без конкретизации по пункту и подпункту.
Особенно критично такое нарушение при указании статей Налогового кодекса, предусматривающих ответственность. Ведь большинство таких статей содержат несколько пунктов, каждый из которых описывает самостоятельный состав нарушения.
Поэтому указывая в решении лишь номер статьи, инспекция не выполняет требования пункта 8 статьи 101 НК РФ, согласно которым в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения должна быть указана конкретная норма, предусматривающая данное правонарушение.
И, по мнению судов, такая оплошность вовсе не мелочь, а полноценный повод для отмены принятого решения (см., в частности, постановления ФАС Уральского округа от 22.07.10 № Ф09-5618/10-С3, ФАС Поволжского округа от 13.07.10 № А65-29725/2009).
Внимание на сроки
Наконец, еще одна разновидность нарушений, допускаемых контролерами, связана со сроками проведения проверок. Налоговый кодекс устанавливает четкие сроки для проведения контрольных мероприятий. Налогоплательщику очень полезно знать эти сроки и следить, чтобы их соблюдали проверяющие.
В тех случаях, когда выявляется факт затягивания проверки, у налогоплательщика появляется шанс оспорить ее результаты. При этом в качестве основания для оспаривания можно использовать позицию Высшего арбитражного суда, выраженную им еще в 2008 году в постановлении от 18.03.
08 № 13084/07. В нем судьи указали, что длительный срок проведения проверки свидетельствует о нарушении налоговой инспекцией целей налогового администрирования, которые не могут иметь дискриминационного характера, препятствующего предпринимательской деятельности налогоплательщика.
[attention type=green]Аналогичным подходом можно пользоваться и при камеральных проверках, обжалуя ее результаты на том основании, что удлинение проверки является избыточной мерой налогового контроля и также носит дискриминационный характер.
[/attention]Памятка «Проверьте проверяющих»
Итак, подведем краткий итог. Решение можно оспорить если: 1. Вы не получали извещения о дате, месте и времени рассмотрения материалов дела. 2. Вы получили такое извещение уже после даты, указанной в нем. 3.
В акте не указаны факты и доказательства, на основании которых вам вменяются штрафы, пени, недоимка. 4. Решение в части привлечения к ответственности не содержит конкретных ссылок на пункты и подпункты статей НК РФ. 5.
Доказательства получены инспекцией с нарушением НК РФ.
6. Инспекция нарушила сроки, установленные НК РФ.
Источник: https://www.BuhOnline.ru/pub/beginner/2012/12/6741